Детективно-мелодраматический сериал «Садовое кольцо» в 2016 году спродюсировал влиятельный игрок российской телеиндустрии Валерий Тодоровский. Работу режиссера выполнил дебютант Алексей Смирнов. Сценарий для 12-ти серий проекта написала Анна Козлова, известная своей скандальной прозой. Результатом творческой синергии стало рождение энергичной драмы в жанре городского триллера.
Структура «Садового кольца» ‒ четырехчастная, где у каждой части свой жанр. Первые три серии ‒ подробное знакомство с персонажами. В трех следующих развивается детективная составляющая сериала. Дальше идет триптих драматических эпизодов. И три серии развязки в формате «все сошли с ума».
Финальные события на 100% предсказуемы, если учесть характеристику, которая была дана Смолиным в беседе следователя Когтева с их домработницей. Лариса сказала о своих хозяевах: «Такие всегда выкручиваются». А на свой вопрос, чем Вера лучше неё, тот ответил: «Тем, что у неё больше не только денег, но и фантазии».
Ситуацию с исчезновением сына Веры и Андрея «разрулил» тот же, кто её создал. Поле нападения на мать Илья убедился, что его возлюбленная – вовсе не «хорошая девочка Лида» из стихотворения Смелякова. Поняв, насколько она безумна и больна, он отказывается от плана уехать вместе в Америку, хочет расстаться. Девушка идет на конфликт: ссора, падение с лестницы, удар головой … и яма в саду, куда Илья закапывает труп.
Блудный сын боится возвращаться домой и скрывается от полиции в институтском общежитии, где его находит мать. В последней серии показано, как они сидят за столиком в кафе и делятся своим переживаниями.
О том, кто убил Лиду, догадывалась не только Вера, но и следователь Когтев. Мысль, что ребенка «должно и нужно» придать правосудию, посещает сознание матери ненадолго. Она всячески выгораживает Илью, нанимает хорошего адвоката. Денег для оплаты услуг юриста дает «богатенький Буратино» Брусков, с которым женщина расплачивается натурой.
Заключительное событие фильма: Илья на свободе ‒ семья воссоединилась. А подробности таковы:
- Андрей продает оставшееся после разорения имущество и оправляется на Гоа – то ли отдыхать от этого дурдома, то ли придумывать новую схему бизнеса.
- Сестра Анна уговаривает сожителя вернуть Смолиной «отжатую» квартиру. Девушка, прекратив метаться, остается с Артемом, ждет от него ребенка и мечтает стать лучшей в мире родительницей.
- Мать Веры пребывает «в своем амплуа». Рита планирует очередную пластику, чтобы прельщать молодого любовника.
- Илья ищет работу – возвращаться к учебе в ненавистной «Плешке» он не собирается.
- Неясно, на какие средства думает жить дальше 37-летняя Вера. Может быть, вернется к частной практике психоаналитика. Но у человека, который сам чуть не попал в клинику для душевнобольных, это может не получиться.
Как бы там ни было, скрыв под слоем макияжа синяки, женщина накрывает богатый стол и празднует победу. Ведь удалось избежать самого страшного, что может быть в её жизни: работать за зарплату, ездить в метро и ютиться в «однушке» за пределами МКАД. На память – семейное фото с голливудскими улыбками на лице, чтобы чекиниться и соответствовать. В паноптикуме персонажей фильма Вера Смолина из тех, кто всеми силами пытается сохранить свой «статус-кво», мастерски делает вид, что проблем не существует, а жизнь воспринимает как повод для селфи. Обитатели московского Садового кольца возвращаются в его круг.
Российскому новоделу в сфере произведений про «скромное обаяние буржуазии» далеко до драматизма Голсуорси, описывающего в «Саге» жизнь состоятельной семьи Форсайтов. Это не западные «сториз» об идеалах социальной прослойки «апермилд». «Садовое кольцо» ‒ кинозарисовка из жизни представителей буржуазной цивилизации мегаполиса, так называемого современного российского среднего класса.