Восьмисерийный фильм «Подражатель» – новая строка в фильмографии создателя документального и художественного кино Сергея Комарова, известного по сериалам «Холодные берега», «Журавль в небе», «Солнечный круг» и другим. В сентябре 2021 года, после премьерного просмотра на платформе «Смотрим», телеканал «Россия 1» представил этого режиссёра зрительской аудитории в качестве постановщика и соавтора сценария детективного триллера «Подражатель».
Судя по мнениям кинокритиков и искушённых зрителей, российский детектив «Подражатель» представляет собой кальку известного французского мини-сериала 2017 года «Богомол». Однако и в трактовках главной героини, и в плане дальнейшего развития сюжета у ремейка – абсолютно самостоятельная история и нетривиальная развязка.
- Главная героиня в оригинальном La Mante – отбывающая пожизненный тюремный срок серийная убийца Жанна Дебер по прозвищу «Богомол». Она соглашается помочь парижским ажанам в поимке злодея, копирующего её преступления 25-летней давности. Условие одно: с ней должен работать сын Дамьен, по иронии судьбы, служащий в национальной полиции.
- Центральный персонаж в детективной драме «Подражатель» – женщина, совершившая из мести восемь изощрённых убийств. Умная, глубокая, рефлексирующая Анастасия Перевезенцева ничуть не жалеет о содеянном: она карала тех, кто был причастен к гибели её родителей. Решение сотрудничать со следствием основано не на возможности на время покинуть тюремную камеру, а на желании узнать о судьбе своего единственного ребёнка.
Маленькую Женю двадцать лет назад отдали в детский дом. Рассказать Анастасии о дочери может полковник Иван Орехов, возглавляющий следственную группу по делу Подражателя. По ходу сюжета выясняется, что девочка выросла в семье Ивана и его супруги Маргариты. О существовании другой матери она ничего не знала до тех пор, пока Подражатель не открыл тайну её прошлого.
Мысль о том, что Анастасия Юрьевна сумеет напасть на след убийцы, который действует по её старому сценарию, принадлежит капитану полиции Дарье Бравадиной. Молодая карьеристка, отличающаяся нестандартными методами следствия, приехала в Питер из Петрозаводска по приглашению Орехова. Полковник привлекает к делу свою дочь, профессионального психолога-криминалиста Евгению Коханову. Супруг Жени Сергей из-за беременности жены – против её участия в тяжелом криминальном расследовании. Но Коханова возражает. А узнав, что связана с убийцей кровным родством, ещё глубже погружается в изучение личности Подражателя своей биологической матери. С помощью Перевезенцевой Коханова составляет психологический портрет преступника, а затем вычисляет его, основываясь на догадках о близости этого человека к следственным органам.
Слоган фильма «Подражатель» – «Ты до конца не узнаешь, кто он» – оправдывает себя и держит интригу развязки вплоть до 7 серии. В ней выясняется, что убийцей была «серая мышка» – хрупкая и невзрачная Дарья Бравадина. В 13-летнем возрасте девочка узнала подробности уголовного дела Перевезенцевой. «Сотворив себе кумира» из Анастасии, Дарья хотела обрести в её лице союзника, вместе идти к общей цели, бороться со злом. Но всё изменилось, когда она поняла, что Анастасия Юрьевна – против бессмысленных жертв.
Старт финальным событиям сериала даёт решение Бравадиной прекратить подражательство. Она вырабатывает свой стиль убийств и пытается расправиться с той, которая разрушила её надежды и мечты. Сергей спасает Анастасию, помешав Дарье похоронить её заживо. Но Бравадина не успокаивается и придумывает новый план: выманить Перевезенцеву, похитив самое дорогое – её дочь Женю. Анастасия догадывается, куда убийца повезла девушку, и сбегает от охраны, бросаясь на спасение ребёнка.
Заключительные кадры сериальной драмы трагичны. Ценой своей жизни Анастасия Юрьевна спасла Коханову. Не стало и той, что пыталась её застрелить. В схватке Перевезенцева подтолкнула Бравадину к оконному проёму. Та выпала из окна, увлекая за собой Анастасию – обе разбились.
Незадолго до гибели Перевезенцева узнала от Жени, что скоро станет бабушкой. Но дочь своей настоящей мамой продолжала считать Маргариту. Финальная сцена: Женя с Сергеем приезжают домой к родителям Жени с новорождённой девочкой. Они решили дать ей имя Настя.
Главный авторский посыл фильма «Подражатель» – в вопросе о личной ответственности человека за содеянное. И в прощении главной героини, которое невозможно.