Американский фильм «Поля» (2011), снятый в поджанре «криминальный триллер», сюжетно напоминает культовый сериал «Твин Пикс», а также некую смесь «Семи» с «Красным райдингом». Визуальное воплощение – это взвесь всех «нуаров» на свете: плотное, гнетущее, обволакивающее мраком и безысходностью «киновещество». Кино, очень жестокое в своей реалистичности и неприглядности поднятых тем, не отпускает до самого финала. А он остаётся открытым: жертва преступления не найдена (ни живой, ни мёртвой), вина ни одного из подозреваемых не доказана.
Основная сюжетная интрига – судьба девочки-тинейджера, пропавшей в окрестностях небольшого городка у дороги на Галверстон. Последний раз Энн Слайгер видели на болотах, которые имеют трагическое прошлое, зловещее настоящее и относятся к так называемым Техасскими Полями Смерти. Обиженную природой обширную территорию вдоль отрезка 45-го шоссе (между Далласом и Хьюстоном) называют «самой опасной дорогой Америки». Безжизненные пустоши ещё со времён индейцев облюбованы смертью и считаются про́клятыми. Начиная с 1969 года на Полях Смерти были найдены трупы более 50-ти жертв сексуального насилия: девушки в возрасте от 12 до 25 лет, многие из которых внешне очень похожи друг на друга. Сложность идентификации личностей и поиска душегубов в том, что места преступления находятся в других районах, а здесь убийцы сбрасывают бездыханные тела своих жертв.
Таковы реальные события, на которых основан криминальный триллер «Поля». При адаптации фильма к российскому прокату его оригинальное название, совпадающее с заглавием книги The Texas Killing Fields, трансформировалось из дотошного словосочетания в языковую единицу – получились абстрактные «Поля». Это ещеё сильнее подчеркивает основной замысел и суть неопределённого финала картины: дать зрителю не раскрутку детективного сюжета про «женщин в беде», а предоставить возможность понять природу бытового зла и бесчеловечности. Главный месседж картины: смерть кроется не в аномальных зонах и не в жутких топях, а там, где её меньше всего ожидаешь встретить, – за занавеской в окне соседа или у прилавка в супермаркете.
К концу фильма неизвестно, что стало с «татуированным» на зелёном «Понтиаке», не пойман Рул Велли, который убил полицейского, не завершена сюжетная линия со вторым маньяком (он постоянно сбивал сыщиков с поиска основного злодея, подсовывал улики, донимал звонками с телефонов убитых). Таким способом «Поля» рассказывают историю о непостижимости зла – настоящего, концентрированного, абстрактного. Зла как чуждой субстанции, в присутствии которой люди начинают творить «чёрт знает что, чёрт знает почему».
Сложность восприятия фильма и отсутствие в детективной истории финальной развязки объясняются следующим:
- Чрезмерно депрессивный сценарий, написанный в 2000 году бывшим техасским копом. Дональд Фарроне принимал участие в расследовании зверского убийства женщины. Тело жертвы было брошено в старых нефтяных месторождениях вблизи города Лиг-Сити. Преступник так и не пойман.
- В архивах местных газет Эми Манн видела карту преступлений с фотографиями жертв сексуального насилия, найденных в разных точках Техасских Полей Смерти. Половина девушек (27 трупов) не опознаны. «Эти лица смотрят со снимков, словно взывая к тебе, словно требуя права голоса», – говорит режиссёр.
В киноистории ненайденной Энн Слайгер мистике едва удается пробиться через сугубый реализм «как страшно жить в глуши, в про́клятом месте, которое притягивает смерть». Здесь, как высокопарно выражаются герои фильма «Поля», царит хаос, а у Бога не доходят руки, чтобы хоть немного позаботиться о них. Однако после просмотра зритель считает, что Энн ещё жива.
Становится понятен основной авторский посыл: такая девочка есть в каждом городе. Бегает через пустырь, нашептывая вслух детскую считалочку, дабы не было страшно. И если повезёт, её фотографию никогда не напечатают в местной газете в разделе криминальной хроники. Но только «если повезёт!» – фильм создаёт атмосферу тотальной уязвимости, мира, в котором чувствовать себя в безопасности не может никто. При этом есть и ответ на вопрос, что делать приличному человеку в присутствии зла. Сжать кулаки, взять ружьё и собаку и идти в самое его сердце, чтобы защитить невинных – и не останавливаться, пока «либо не спасёшь, либо не сдохнешь». То есть, «Поля», на самом деле, о базовых, корневых вещах в нашей жизни.