Фильмы под жанром «социальная драма» часто заканчиваются не так, как мы привыкли. Большинство из нас ждёт хороший конец. Хочется закончить просмотр с улыбкой на лице, поймать хоть немного надежды, спокойствия и уверенности в грядущем дне. Увы, иногда финал однозначный и не даёт никаких вариантов. Иногда он открытый: можно вообразить сколько угодно альтернатив и оставить себе ту, что по душе. А иногда финалов может быть несколько.
Какой-то из них печальный, безысходный. Другой, если не позитивный, то чаще открытый. Открытый финал хорош тем, что даёт простор мысли, большую пищу для размышления. Фильм «Ярик» 2007 года как раз имеет несколько вариантов заключительных событий. Причём следуют альтернативы в такой последовательности, что вызывают практически полярное изменение эмоций за коротких промежуток времени. Такой приём оставляет неизгладимый след в душе.
Канун Нового года. Ярик лет пяти-шести оказывается один на большом вокзале. Его мама пошла за пирожками, но не вернулась: она попала под поезд. Ярик, не зная о случившемся, отправляется на поиски мамы, а затем и отца. На своём пути маленький герой встречает разных людей. Некоторые из них добрые и пытаются помочь ребёнку. Помочь, как умеют. Чаще чем-то незначительным. Но это всегда даёт надежду на хоть сколько-то благоприятный исход. Другими движут деньги, им вряд ли знакомы человеческие чувства. Особенно это бросается в глаза, учитывая время событий – Новый год. Обычно в это время царит атмосфера волшебства и чуда.
Не должно быть по другому. Но реальность картины крайне сурова. И Ярик, вдруг попавшийся на глаза таких людей, становится привлекательным средством для достижения их жутких целей. Так или иначе, цепочка встреч и событий приводит Ярика в аэропорт. В компании незнакомого недоброго человека он летит неизвестно куда, но из сюжета известно, зачем: стать донором органов. Ребёнка уверили, что нашли его отца. Ярик бескорыстен и открыт миру, он рад, ему наконец помогли, и с детской наивностью следует за человеком беспрекословно. В это время случайный друг мальчика, молодой неравнодушный мужчина Борис, осознав возможную трагедию, пытается найти ребёнка и спасти от страшной участи. И вот финал.
В первом варианте Борис не добивается ничего. Он получает ранение, далее его судьба неизвестна. Ярик оказывается в самолёте. После самолёта попадает в руки врача, говорящего на незнакомом языке. Конец неотвратим. Мальчика безмолвно везут на медицинской каталке по длинному пустому коридору. Безразличные лица, неприятно мелькающие лампы с потолка. Конец. Тот самый, тёмный, с щемящим чувством тоски и безысходности.
После титров показан альтернативный вариант. О произошедшем в аэропорту узнаёт майор ФСБ. Здесь зритель узнаёт, что Борис остаётся жив и даёт показания. Майор, приятная женщина, относится к рассказанному Борисом настороженно и проверяет информацию. Поняв, что состоялся незаконный вывоз ребёнка за границу, в Вену, она находит способ помочь. Связывается с посольством, аэропортом Вены, Интерполом. Данные переданы. Все ждут посадку самолёта в Вене и предотвращение трагедии. Всё ли получилось? Ответа на этот вопрос нет. Но есть надежда. На телефон майора поступает звонок, но он не по работе. Звонит дочь и спрашивает, успеют ли они осуществить задуманные планы. Майор отвечает: успеем, обязательно успеем!
Так выглядит открытый финал. Интересно, что две альтернативы никак не пересекаются друг с другом. Сначала зритель получает мрачный конец, погружается в тяжёлые думы. Короткий эпизод титров, и вот появляется робкая, но всё же надежда.
Такое необычное окончание фильма даёт свой результат. Позволяет ощутить широкий спектр эмоций и чувств. И, как следствие, вызывает больший эмоциональный отклик. Что особенно важно для фильмов на социальные и остросоциальные темы.