Социальная мелодрама «Сын» от Amalgama Studio официально содержит 4 серии, созданные режиссером и сценаристом Славой Россом в 2014 году. Есть и полнометражная версия фильма. Мировая премьера состоялась в Латвии и Казахстане в мае 2016-го. Доступным для широкой аудитории сериальный продукт стал лишь после нескольких переносов показа в России: с апреля 2019 и мая 2020 на 16 июня 2021 года.
Сериал снимался «по горячим следам», когда европейскую общественность взбудоражило сразу несколько резонансных дел об изъятии детей из интернациональных семей: в Финляндии ‒ Анастасии Завгородней и Антона Салонена, в Норвегии ‒ Татьяны Биткиной и Татьяны Бендикене. Одна из русских матерей, которой так и не удалось вернуть младшего ребенка ‒ Ирина Бергсет ‒ выступила в роли консультанта социальной драмы «Сын». В картине её историю о борьбе за сыновей, рожденных в норвежско-российском браке, озвучивает следователь, которому поручено вести дело ключевых персонажей ‒ супругов Куусинен. Органы опеки отобрали у благополучных и респектабельных родителей и отправили в приют 7-летнего ребенка. Ваня ‒ сын гражданина Финляндии Тимо и его русской жены Анастасии. Основанием послужил ложный донос соседей о том, что мальчика избивают.
По единодушному мнению создателей проекта было решено, следуя законам мелодраматического жанра, сделать развязку в стиле «все у всех будет хорошо». И этим надрывный и слезовыдавливательный фильм сильно отличается от похожих историй, которые случились в реальности.
Главное в этом кино, что всё хорошо оказалось у маленького Вани. Пока отец ‒ финский политик Тимо Куусинен ‒ ведёт тяжбу с ювенальной юстицией своего государства с помощью адвоката Лимберга и соратников по партии, мама ‒ уроженка России Анастасия Куусинен ‒ поступает иначе. Понимая, что в борьбе с системой у них нет никакого права что-либо требовать, а есть только возможность просить, женщина решается на крайние меры, отчаянные и противозаконные. Настя организует побег ребенка из приюта. По поддельным документам его удается переправить в Санкт-Петербург в сопровождении одной из сотрудниц польского детектива, который взялся помочь русской женщине.
Мелодраматическую концовку фильма «Сын» можно считать «хэппи эндом» лишь условно. Да, Ваня с любящей мамой, он в России и в полной безопасности. Но как объяснить ребенку, который плачет и умоляет родителей жить вместе, что это невозможно. Тимо у себя на родине проиграл судебный иск ‒ по возвращении в Хельсинки мальчика отправят в приемную семью. Единственный шанс сохранить сына ‒ развестись с женой-иностранкой, что позволит отцу оформить опеку над собственным ребенком.
В финальной серии показано, как Тимо со своим другом приезжает в Россию, исполненный решимости осуществить план: перевезти сына через границу с Финляндией в багажнике дипломатической машины, которую не будут досматривать на таможне. Он по телефону узнает от Вани их питерский адрес и успевает забрать его из детского сада до того, как друзья Насти (Андрей и Софья) сообщают ей о приезде мужа. Разговор с сыном в машине меняет намерения отца. Тимо обещает, что они вернуться домой только вместе с мамой.
Заключительные кадры добавляют сложившейся ситуации драматизма:
- Друг Тимо на дипломатическом автомобиле уезжает из Санкт-Петербурга один. Машина на первых же километрах трассы попадает в ДТП: водитель остается цел, машина помята, багажник разбит.
- Тимо, крепко держа сына за руку, возвращается по дороге к дому Насти. Он просит жену не подавать документы на развод, а подождать. Он вернётся за ними, как только уладит дела в Хельсинки.
Надежда на воссоединение семьи теплится не только в душах главных героев фильма, но и в сердцах зрителей. Мешает с оптимизмом воспринимать финал сериала интервью Анастасии, которое Тимо накануне приезда в Россию слушает по одному из местных телеканалов. Женщина рассказывает об особенностях ювенальной юстиции в Финляндии, с которой познакомилась на собственном горьком опыте. Соцслужбы изымают детей, рожденных в интернациональных браках, в угоду системе: государство выделяет большие деньги на содержание приютов и обеспечение приемных семей. Поэтому лишение родительских прав и распределение детей по приютам стало бизнесом. «В борьбе за своих детей родители не могут у них ничего требовать, только просить», ‒ говорит главная героиня фильма «Сын».