«Мотылёк» ‒ это прозвище одного из виртуознейших парижских взломщиков сейфов, главного героя одноимённого криминально-приключенческого байопика, вышедшего в прокат в 2017 году. Первая экранизация, снятая по книге воспоминаний Анри Шарьера режиссёром Франклином Дж. Шеффером, тоже называлась Papillon.
По сути «Мотылёк» представляет собой ремейк оригинального фильма 1973 года. Сохранив общую фабулу и сюжетное русло, режиссёр Михаэль Ноер почти пакадрово и дословно воспроизводит классическую кинодраму. Он осовременивает подачу событий, усиливает визуализацию, вставляет кадры документальной хроники, а также отказывается от изначального открытого финала. Papillon-2017 начинается с небольшой предыстории и завершается авторским послесловием.
В заключительных кадрах показан постаревший Анри, который садится в самолёт с готовой рукописью о жизни ссыльных каторжников на островах Салют во Французской Гвиане. Книгу публикуют у него на родине, она становится бомбической и вызывает сильный резонанс во французском обществе 1970-х. В высказываниях Министра внутренних дел Франции того времени прозвучало мнение, что популярность «Мотылька» наравне с появлением мини-юбок оказала огромное влияние на моральный упадок потомков легендарного д’Артаньяна.
Особо стоит сказать о воспоминаниях Шарьера, которые он написал в конце 1960-х, когда несколько десятилетий скрывался от французского правосудия в Венесуэле. Став бестселлером, книга повлияла на дальнейшую судьбу автора. Спустя тридцать с лишним лет после вынесения приговора он был помилован, получил разрешение остаться во Франции и на авторские гонорары безбедно дожил до 66 лет. Именно такая сюжетная точка поставлена в финале фильма «Мотылёк».
Особенность мемуаров Шарьера состоит в том, что и его современники, и нынешние исследователи вскрыли ряд нестыковок повествования с реальной историей. Сам автор настаивал на биографичности своего рассказа, утверждая, что вымышленного в нём ‒ не более одной четверти.
- По сюжету книги и обоих экранизаций Мотылёк попал в лагерь ссыльных во Французской Гвиане за убийство сутенёра своей возлюбленной, с которой он собирался сбежать за океан и на награбленные деньги жить долго и счастливо. За преступление, которого он якобы не совершал, был приговорён к пожизненному пребыванию в заморской каторжной колонии, откуда после 9-ти неудачных попыток побега ему удалось вырваться на свободу.
- По имеющимся у полиции документам, Анри Шарьер, осужденный в 1931 году за доказанное убийство, получил срок 10 лет каторги и пожизненную ссылку в трудовой лагерь на острове Сен-Жозеф. Не предпринимая никаких попыток к освобождению, он исправно отсидел положенное. Познакомившись с местным криминалом, получил ещё один год тюрьмы. Шарьер никогда не отбывал наказание на Чертовом острове, а его литературное «я» компилирует воспоминания сокамерников, в частности, описывает факты из жизни другого преступника, Шарля Брюнье.
Как бы там ни было на самом деле, история Шарьера во второй раз легла в основу крепкого авантюрного кино с прекрасным кастом. В художественной версии режиссёра Михаэля Ноера зрителю представлена «величайшая реальная история побега», как гласит слоган фильма. А туристам, путешествующим по Южной Америке, в превращённой в экскурсионный объект пересыльной тюрьме Сен-Лоран-дю-Марони показывают место содержания французского преступника Папийона и автограф, оставленный им на полу камеры.
Что касается красивого и символичного прозвища «Мотылёк», то главный персонаж фильма получил его не за то, что подобно этому насекомому стремился на свет свободы. А за то, что с лёгкостью мотылька «медвежатник» и «мокрушник» несколько лет ускользал от парижских полицейских и, гордясь этим, сделал на груди татуировку Papillon.