Кто такой экзорцист простыми словами

Кто такой экзорцист простыми словами Кто такие

В христианстве всевозможных должностей духовных лиц великое множество. По крайней мере – в католичестве и в православии. При этом «лайт-версию» протестантство с его упрощённым духовным производством рассматривать не будем.

И среди этих должностей (или «чинов») есть вроде бы невысокая должность «экзорцист». Да, невысокая. Но очень важная. Ибо занимается такой человек изгнанием бесов из тела и разума одержимого ими человека.

В церковной иерархии чин экзорциста занимает место ниже диакона, и лишь чуть выше чтеца (псаломщика) или привратника. Напомним, что диакон – низший церковный чин, с которого человек имеет право называться церковнослужителем. Все же прочие – просто миряне, допущенные, с благословения священника, к тем или иным церковным обрядам. На добровольной основе, если угодно.

Кого «назначают» экзорцистом

Но чин экзорциста стоит здесь особняком. И даётся он только человеку, имеющему склонность к такого рода деятельности и делом доказавшего, что с возложенными на него чином задачами он справится. А задача нелёгкая: изгнание из человека Дьявола или бесов разного чина (да-да, среди адского воинства тоже есть своя иерархия, свои чины!). Поэтом такой чин часто является как бы сопутствующим, и может даваться священнослужителю гораздо более высокого ранга. Например, в наши дни такой чин в России был только у двух человек. Это архимандрит Герман, служивший в Троице-Сергиевской лавре, и схиигумен Нижнеуральского женского монастыря Сергий. Первый в 2021 году умер от коронавирусной инфекции, а второй в прошлом году по политическим мотивам лишён сана схиигумена. Интересно, что звание экзорциста осталось за ним, с правом продолжать деятельность по изгнанию из людей бесов.

Так что чин экзорциста может и не совпадать с реальным положением священнослужителя в церковной иерархии. И принадлежать не только представителю «белого», но и «чёрного» монашества. Как и находиться вне церковной вертикали с её чинами.

Молитвы

Для проведения обряда изгнания бесов есть особые молитвы, включённые во всевозможные сборники. Это современные требники, то есть богослужебные книги, которые состоят из молитв на все случаи жизни. И которые не только содержат тексты церковных служб, но и определяют порядок исполнения треб – молитв и принятых в Церкви обрядов, которые совершаются по просьбам и требованиям (отсюда и «треб») отдельных прихожан. Например, при крестинах, молебнах за здравие, панихидах. Одержимость бесами может быть предположительной, замеченной или заподозренной в ком-то другими прихожанами – и вот в этих случаях вызывается экзорцист.

В ранней христианской церкви эти особы молитвы были прописаны не в требниках, а в специальных рукописях или изданиях. Это Евхолион Серапиона Тмуитского, Синайский Евхологий и Апостольские Постановления. И лишь позже, в первой половине XVII века эти особые требы были впервые объединены в требнике митрополита киевского Петра Могилы.

Требования к чину

Назначить экзорцистом человека мало. Он должен иметь

  • Искреннюю веру
  • Определённые способности.

В ранних христианских церквах с этим было проще: как вера, так и всевозможные ереси (от которых до впадения в грех богоотступничества было недалеко) поглощали человека целиком, ставя его лишь по разную сторону Добра и Зла. Поэтому и рукоположенный экзорцист в те времена зачастую был «святее папы Римского» — то есть истово исполнял свои обязанности и без труда находил признаки бесноватости у человека. Как правило, одержимые в той или иной степени отходили от заповедей Господних, а о причинах такого отхода никто в те времена особенно не задумывался. Вердикт «Грешен!» часто совпадал с умышленным нарушением Божьей воли. Сейчас таких людей назвали бы «диссидентами», притом в самом худшем смысле этого слова, когда инаковость проистекает не от недомыслия, а из эпатажного духа противоречия ради самого противоречия. То есть – из гордыни.

Психиатры и психоаналитики также трактуют одержимость бесами как проявление душевной болезни. И, как ни странно (а может быть – и закономерно) экзорцист и сейчас оказывается востребован в деле изгнания из человека чужеродной сущности, просто приводя душевное состояние пострадавшего к какой-то норме. К умиротворению. Вспомните эпизод из фильма «Остров», когда церковному служке самого низкого чина в исполнении Петра Мамонова привозят женщину со всеми признаками бесноватости? И вот этот человек, исполняющий обязанности простого истопника в монастыре, буквальным образом изгоняет из неё бесов. И вспомните глаза этой женщины – распахнутые, с изумлением глядящие на мир, когда его больше не заслоняют силуэты адских созданий.

Или подобная роль у Киану Ривза в «Константине», не побоявшегося вступить в конфронтацию с поражённым гордыней ангелом-отступником Гэйбриэлем, а в конце фильма – и с самим Люцифером.

Они оба были экзорцистами от Бога. То есть рождёнными с этим высоким призванием и несущими свой Крест с достоинством и честью.

Оцените статью
Добавить комментарий