Этот итальянский режиссер получил не только пять “Оскаров” (один из которых — за вклад в мировое киноискусство), но и “Пальмовую ветвь” в Каннах. Четыре его фильма ВВС включило в рейтинг “Ста лучших картин, снятых не на английском языке”. Мы знаем Феллини как отличного “киномейкера”, гения. А между тем, многое в его личной жизни не вызывает зависти — только сочувствие…
Лучшие кинокартины маэстро
- “Дорога” 1954 года (картина получила около пятидесяти наград, в том числе “Оскар” и “Серебряный лев в Венеции);
- “Ночи Калабрии” 1957 года;
- “Сладкая жизнь” 1960 года с Марчелло Мастрояни в главной роли (этот фильм называют вершиной творчества Феллини, картина была отмечена Каннской “Золотой ветвью”);
- “8 ½” 1963 года, тоже с Мастрояни (эта оскароносная автобиографическая картина получила Главный приз в Москве, после которого Феллини пригласили посетить СССР);
- “Амаркорд” 1973 года (еще один “Оскар”).
Режиссер работал в жанрах неореализма (“Рим— открытый город”), символической притчи (“Дорога”), философской притчи (“Сладкая жизнь”).
Кстати: “на совести” Феллини — не только режиссерская работа, но и написание сценариев.
Особый взгляд на жизнь
Режиссер видел мир совсем не так, как его коллеги. Свой стиль — гипнотизирующий, с нотками яркого праздника, жаждой свободы и страсти — он успешно воплотил на экране. Такое видение получило название “феллиниевского” (Felliniesque) взгляда на мир.
Этот стиль в свое время увлекал многих молодых (теперь уже — маститых) режиссеров. Например, не так давно Мартин Скорсезе в одном из интервью признался, что до сих пор обожает пересматривать “8 ½”.
Сложные отношения с критиками
Нам сейчас трудно представить, что режиссер, фамилия которого до сих пор ассоциируется с качественным кино (причем не только среди зрителей, но и среди коллег), в свое время предавался опале. А между тем, многие критики не любили оскароносного гения. Например, тот же фильм “8 ½”, принесший Федерико мировую славу, критики обозвали “пустым и намекающим на глубину, которой он на самом деле лишен”.
Кроме того, досталось и любимой актрисе Феллини, по совместительству — его супруге (с которой режиссер прожил 50 лет в браке). Актерское мастерство Джульетты Мазины называли “слишком приторным”.
Краткая биография режиссера
Феллини родился в 1920 году в Римини — крупном итальянском городе-курорте, история которого начинается в 1 тысячелетии до нашей эры. Мальчик тянулся к искусству с детства: шил костюмы, создавал маски, обожал гастролирующий цирк.
В юности он выучился на репортера, рисовал карикатуры, писал тексты для рекламы и варьете. Со временем дорос до создания сценариев.
Кстати: во время Второй Мировой Федерико не хотел служить в армии на стороне фашистов, поэтому успешно симулировал болезни. Так как он с детства рос болезненным, а из-за своей худобы даже получил шуточное прозвище среди друзей, обмануть военкомат оказалось не так-то сложно.
Первый фильм Феллини был снят в 1943 году. В главной роли снялась Джульетта Мазина, которая почти сразу стала супругой маэстро. К сожалению, детей у пары не было (единственный их сын скончался в младенчестве).
Несмотря на стремительный успех карьеры Феллини, его часто посещало ощущение душевного опустошения. После съемок нашумевшего фильма “Дорога” Феллини страдал от тяжелейшего психологического надлома — так много сил отдал работе. К тому же, режиссер часто страдал и от непонимания общества. К примеру, своим фильмом “Сладкая жизнь” он хотел показать, что каждым днем пребывания на этой земле нужно наслаждаться с неизменной радостью — люди же решили, что в картину заложена критика общества того времени (дескать, как можно радоваться жизни, если вокруг так много бедняков). Газеты же и вовсе разгромили картину, называя ее омерзительной; к ним присоединились церковники из Ватикана, которым не понравилась показанная в “Сладкой жизни” сцена стриптиза. Самые отъявленные критики позволяли себе плевать режиссеру в лицо, призывая власти лишить Феллини гражданства. И только всемирный успех картины помог утихомирить эту группку недовольных итальянцев.
Постоянно пожираемый беспокойством и тоской, находящийся в хроническом поиске правды, с душой, рвущейся на части от внутренних сомнений и попыток выбраться из пустого балагана жизни — вот каким был Феллини. Он так и не смог познать некоторых простых человеческих радостей — таких, как отвести сына в школу или мирно почивать с женой на лаврах славы. Его травила даже налоговая служба, из-за чего Федерико был вынужден продать дом и ютиться с красавицей-супругой в крохотной квартирке. Но для нас он остался тем, кем был на самом деле — гениальным режиссером, картины которого даже сегодня, в век избалованного на компьютерных спецэффектах и миллионных бюджетах зрителя, все еще могу по-настоящему увлекать.