«Манкурт». Этим словом называют человека без чести, который отрекся от своей родины и семьи, глумится над тем, что дорого нормальным людям, или просто напрочь лишен родственных чувств. Ближайшие «родственники» манкурта — Иван, не помнящий родства и Смердяков, самый мерзкий персонаж «Братьев Карамазовых». Хотите смертельно оскорбить человека, назовите его манкуртом! Только не обижайтесь, если взамен вы получите пощечину или плевок в лицо.
Но для того, чтобы ваш собеседник наверняка почувствовал себя оскорбленным, нужно, чтобы он знал советскую классическую литературу или хотя бы застал в сознательном возрасте последние годы перед Перестройкой. Ведь манкурт — персонаж «Буранного полустанка», полуфантастического романа Чингиза Айтматова. Точнее, рассказанной одним из героев романа легенды.
Это было в глубокую старину, когда на предков казахского народа нападали безжалостные завоеватели, не щадившие ни старых, ни малых. Но страшнее, чем смерть, была участь пленных. С помощью жутких истязаний молодых и здоровых мужчин превращали в идеальных рабов — существ без памяти, забывших свой народ, отца и мать, свое прошлое и даже собственное имя. Единственным желанием манкурта было выспаться и досыта поесть, единственным законом — полная покорность воле хозяина. Именно поэтому родственники манкуртов оплакивали их, словно мертвых, а хозяин не приставлял к манкурту надсмотрщиков. Он знал, что послушный раб не убежит и так. Вот почему манкурты ценились дороже, чем самые преданные, но не подвергнутые жуткой «операции» невольники.
Но одна старая женщина не поверила, что ее сын превратился в лишенного памяти манкурта. Она долго искала сына и наконец нашла в роли пастуха, стерегущего овец и верблюдов нового хозяина. Бедная мать много раз тайно навещала сына, рассказывая ему о родном доме и днях детства, умоляя вспомнить собственное имя. Казалось, что несчастный парень, привыкший к ласковому обращению пожилой женщины, начал вспоминать, кто он такой. Но об этом узнал хозяин манкурта и велел ему застрелить собственную мать. С головы несчастной женщины упал платок и превратился в птицу, которая и сейчас летает по степям Казахстана, оплакивая мать и сына.
Сам Айтматов уверял, что эта легенда имеет исторические корни. Но никто из знатоков казахской культуры так и не смог обнаружить и следа легенд о манкуртах, хотя это слово имеет казахское происхождение и созвучно слову «безумец». Похожие рассказы можно найти только в советских исторических романах, так что, возможно, это слово придумали коллеги знаменитого писателя. Аналоги манкуртов есть лишь в фольклоре Гаити и в современной американской массовой культуре. Это знакомые нам всем зомби, создание которых тоже является жутким «искусством».
Придуманное или воскрешенное Айтматовым обозначение быстро пошло в народ. Его охотно употребляли перестроечные журналисты, политики и просто неравнодушные к высоким материям граждане. В пылу споров обо всем на свете манкуртом могли обозвать кого угодно — человека, который сохранял верность развенчанным идеалам, сторонника строительства нового завода, «отравляющего экологию», или просто человека, который предпочитал заниматься своими частными делами, не встревая в политические и исторические споры. Все эти люди воспринимались как сторонники отживших идей, а значит, «живые мертвецы», манкурты. В газетах того времени появился даже новый термин «манкуртизм» и ему подобные.
И в последующие годы легенда о манкуртах продолжала жить, несмотря на то, что пылкие перестроечные споры сменила забота об элементарном выживании. Истории манкурта посвящено несколько фильмов, один из которых снят уже в современном Казахстане, и даже балет. Соотечественники Чингиза Айтматова умеют чтить знаменитых земляков!
И сегодня слово «манкурт» в ходу, хотя почти утратило свою политизированную окраску. Им называют кого угодно, от зомбиподобных созданий до жителей современного большого города, поглощенных бесконечными рутинными заботами. Но чаще всего этим словом называют людей, презирающих свою семью, свое родство, народ и историю. Если знакомый вам человек или первый встречный высмеивает свою семью, если он отрекся от родных, хотя те не сделали ничего дурного, если он презирает своих соотечественников и все, что им дорого, то его можно назвать манкуртом. Хотя на самом деле такой человек никакой не манкурт — он вполне отвечает за свои слова и поступки и вовсе не лишен памяти. Но «слово — не воробей», и легенда, рассказанная Чингизом Айтматовым, уже давно живет своей самостоятельной жизнью.
Спасибо за легенду, написанную Чингизом Айтматовым. Обязательно найду и почитаю. А в настоящее время манкуртами можно назвать украинцев, живущих под режимом Зеленского. Такой умный, талантливый народ превратили в манкуртов, если я правильно поняла смысл этого слова.