Самое короткое определение будет таким: маркетолог — это специалист по рекламе и продажам. Это тот человек, который отвечает за продвижение товаров или услуг в компании: он продумывает рекламные стратегии и кампании, ищет пути развития и продвижения, работает с креативами и целевой аудиторией. Последняя, кстати, является одной из основ хорошего продвижения. В самом начале маркетологу необходимо выявить целевую аудиторию и её потребности, и только после этого приступать к концепции продвижения. Поэтому маркетолог — это в первую очередь аналитик рынка и стратег. Именно он должен выстроить такую систему рекламы и продаж, чтобы компания получила наибольшую прибыль.
Что делает маркетолог?
В первую очередь, как уже было сказано, маркетолог проводит тщательный анализ рынка. Первое, что ему нужно сделать — определить целевую аудиторию. Необходимо найти ту группу людей, которым будет нужна услуга или товар его компании. Например: окрашивание седины в салоне красоты нужно женщинам, примерно от 40 лет. Абонемент в фитнес-клуб — молодым людям от 20 до 35 лет обоих полов. Выявив целевую аудиторию, маркетолог определяет ее привычки, особенности и потребности. На основании своих выводов он сможет построить наиболее эффективную коммуникацию, которая принесёт наибольшую прибыль.
Следующим шагом в работе маркетолога будет являться анализ рынка. Делается этот шаг для того, чтобы выявить конкурентные товары или услуги. На основе этой информации, можно, во-первых, выяснить, какие запросы целевой аудитории наиболее популярны. Во-вторых, можно использовать креатив и фантазию. И придумать УТП — уникальное торговое предложение, чтобы «зацепить» потенциального покупателя.
Третий шаг не менее важен. Маркетолог должен сформировать как ассортимент товаров или услуг, так и цены на них. Всем известный Nissan и его премиум-сегмент Infiniti — это один из приёмов маркетологов. Используя примерно одинаковую базу, они делают один автомобиль для массового пользования, а другой позиционируют премиум-сегментом, тем самым провоцируя на покупку ту аудиторию, которой принципиально важно чувствовать себя выше остальных по статусу.
Далее маркетологу необходимо выстроить стратегию того, как будет продаваться товар или услуга. Это и реклама, и сама схема продвижения, и упаковка товара (которая, кстати, тоже является отличным носителем рекламы), и различные мероприятия (промо-акции, фестивали и т.д.), продвижение товара или услуги в сети Интернет и даже расположение товара на полках в магазине! Цель маркетолога — не просто продать побольше товара. Главная цель — построение долгосрочной коммуникации с потребителем, повышение узнаваемости бренда и рост продаж.
Исходя из того, что именно маркетолог решил использовать в рекламной кампании, он даёт задание команде по креативу. Это и есть следующий шаг. В работу включаются специалисты по интернет-продвижению, дизайнеры, копирайтеры и менеджеры. Вся эта большая команда создаёт необходимый для продвижения и продаж креатив.
Следующий этап — это различные мероприятия для продвижения. На маркетолога ложится организация выставок, участие в фестивалях и прочих подобных мероприятиях.
Финальный этап — это написание и предоставление отчета по проделанной работе. Этот этап действительно очень полезен. Посмотрев на всю картину стратегии продаж и продвижения в целом, можно сделать выводы, каким этапам в следующий раз следует уделить больше внимания, какие ошибки учесть.
Какие качества нужны маркетологу?
Маркетолог — это в первую очередь аналитик и стратег. Чтобы быть успешным маркетологом, вы должны обладать острым умом, умением работать с несколькими задачами одновременно, быть энергичным и трудолюбивым. И ещё одно крайне важное качество для маркетолога — это непрерывное развитие. Курсы, вебинары, книги — всё это необходимо постоянно изучать. Рынок меняется каждый день, и специалистам тоже нужно меняться.
Маркетолог — очень хорошая, популярная и высокооплачиваемая профессия. Самое главное, что маркетологи всегда будут нужны — в любой фирме, где существует отдел маркетинга.