Этот загадочный автор охотно цитируется женоненавистниками разных эпох, неустанно перечисляющими пороки и недостатки «слабого пола». Его изречения любят повторять обличители современных нравов, считающие, что старые добрые времена никогда не вернутся и родная страна, а то и весь мир катятся в пропасть. Его творения стали источником вдохновения для скорбящих моралистов разных стран, от допетровской Руси до современных США. А полтора с лишним века назад его изречения цитировали даже защитники рабства, которых было немало в Соединенных Штатах накануне Гражданской войны.
Объем приписываемых этому человеку трудов превосходит все творения царя Соломона вместе взятые. Между тем о самом Иисусе, сыне Сираха (это имя носил не только Христос, но и немало библейских персонажей), как и об его отце, неизвестно практически ничего. В обиходе этого мудреца, как и его книгу, называют просто «Сирахом». Известно лишь, что он жил до Рождества Христова (скорее всего, за 300-200 лет до нашей эры), когда Иудея уже утратила независимость, но древний Иерусалим еще не был разрушен римлянами, а его жители не рассеялись по лицу всей Земли. Судя по уровню знаний Сираха, он был учителем, одним из особо почитаемых иудеями толкователей Ветхого Завета. Его имя близко слову «заключенный, пленник», что заставляет предполагать, что этот человек знал не только успех, но и великие бедствия.
Содержание Книги Сираха показывает, что этот человек был хорошо знаком и с жизнью обитателей царских и княжеских палат, и с горьким существованием бедняков, что он знал, какие испытания несет семейная жизнь, и превосходно представлял, какие нравы царят в его собственной ученой среде. Его книги полны горьких упреков в адрес не только лукавых и неверных женщин и забывшей о почтении с старшим молодежи, но и обличений сильных мира сего, не говоря о иноземных завоевателях. Вместе с тем он надеется, что Бог сжалится над народом Израиля, как только тот покается в своих грехах и вернется к благочестивым обычаям отцов, отвергнув пристрастие к обычаям язычников.
Нет ничего удивительного, что книги Сираха охотно цитировались в последующие века и книжниками Московской Руси, превосходно знавшими иудейскую и античную премудрость, и моралистами Средних Веков, считавшими, что голод, войны, эпидемии и другие бедствия посылаются людям в наказание за грехи, и суровыми пуританами Старого и Нового Света, считавшими за великий грех даже самые невинные развлечения. Современные же ученые находят в Книге Сираха немало ценных подробностей из жизни иудеев, которые, с одной стороны, старались сохранить свою национальную и культурную идентичность, с другой, подвергались всем искушениям красочного, просвещенного и богатого греко-римского мира.
А как отнеслись к Книге Сираха его единоверцы, глубоко религиозные иудеи, а позднее — сама христианская Церковь, не оставившая своим вниманием ни одного из мудрецов и пророков древнего Израиля? С одной стороны, эта Книга не вошла ни в ветхозаветный, ни в православный канон. А протестанты и вовсе считают ее апокрифической, то есть сомнительной с точки зрения религиозной догматики книгой, вроде многочисленных сказаний о детстве Христа и легенд об его странствиях. Признаться в доверии к такой сомнительной книге — почти то же самое, что открыто объявить себя еретиком.
С другой стороны, эту Книгу обильно цитировали Отцы Церкви, находившие в мыслях иудейского мудреца откровения, соответствующие их собственным размышлениям. Более того, ряд христианских мыслителей считает, что в этой Книге предсказано явление Христа, его страдания и его финальная победа над силами зла. Если это правда, то Иисус, сын Сираха, становится еретиком — ведь иудеи считают Христа обманщиком и лжепророком, а не воплотившимся Богом.
Сам Сирах, похоже, не боялся мудрости иноверцев, признание которой могло повлечь в те суровые времена новые беды. Во всяком случае, современные исследователи Античности считают, что в его притчах цитируются сюжеты греческого баснописца Эзопа. Того самого, сюжетами которого вдохновлялись много веков спустя насмешливый галантный француз Жан Лафонтен и наш всенародный любимец «дедушка Крылов».
Так что если вы слышите пылкие обличения современных обличителей распущенных нравов, как глубоко верующих людей, так и стопроцентных атеистов, если вы любите читать басни и притчи, если вам нравятся авторы, пишущие ярким и образным библейским языком, возможно, вы уже знакомы с изречениями пылкого сына Сираха. А может, вы сами не прочь произносить такие речи?