Васютка — это главный и на протяжении нескольких страниц единственный герой рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро», одного из произведений классика советской «деревенской прозы», написанных специально для детей. История этого тринадцатилетнего парнишки из послевоенной сибирской деревни не уступает по напряжению истории Робинзона. Ведь Робинзон очутился на благоденствующем тропическом острове, где можно прожить, пусть одичав и забыв человеческую речь, долгие годы. К тому же Робинзону удалось спасти груз корабля, где было все необходимое для жизни, от ружей и лопат до Библии. А Васютка бедствовал в сибирской тайге, где легко погибнуть даже взрослому, видавшему виды человеку.
У Робинзона и Васютки есть еще одна схожая черта: обеих погубила жадность. Робинзон пренебрег наставлениями отца и пустился в море, надеясь добыть славу и капиталы. Если б он остался дома и занялся по примеру отца торговлей в лавке, все обернулось бы иначе. А Васютка оказался в тайге вместе со старшими, отцом-рыбаком и его товарищами. В один памятный день он привычно отправился за кедровыми шишками, прихватив с собой ружье, но увидел огромного глухаря и погнался за завидной добычей. Глухаря он все-таки добыл, но при этом окончательно заблудился. К счастью, маленький «робинзон» знал, как вести себя в таежной глуши, и начал выбираться к людям.
Через несколько дней порядком оголодавший парнишка вышел к небольшому озеру, а там и к самому Енисею. Он увидел несколько пароходов и рыбачьих судов, но на борту не замечали сигналов бедствия, которые подавал мальчик. Наконец Васютку спас капитан рыбачьего бота, старый друг отца и знакомый самого Васютки. А безымянное озеро назвали в честь мальчика Васюткиным и даже нанесли это имя на геологические карты.
Сам Астафьев рассказывал, что эта история — не вымышленная. Как уроженец Восточной Сибири, он знал немало таких же решительных и находчивых мальчишек, из которых вырастают с годами настоящие мужчины. Да и самому писателю в детстве пришлось вдоволь побродить по тайге. Вот только по-настоящему «робинзонить» ни в детстве, ни во взрослой жизни ему не довелось.
Чему учит ребят и взрослых этот рассказ, включенный, как и ряд других произведений Астафьева, в школьную программу? Наверное, тому, что наблюдательность и упорство помогают выбраться из самых безнадежных ситуаций, и происходит это не только в глухой тайге. Или тому, к каким печальным последствиям могут привести жадность и неспособность здраво оценить свои силы. Впрочем, такая благоразумная «мораль» не подействует ни на одного настоящего мальчишку на свете. По крайней мере, в мечтах все ребята видят себя бесшабашными авантюристами и неустрашимыми героями, не придающими веры нудным нравоучениям!
В советской литературе есть и другие примеры замечательных книг о юных «робинзонах». К примеру, в основанной на реальных событиях повести Николая Внукова «Один» действует четырнадцатилетний подросток, выживающий на безлюдном острове. Герои повести Софьи Радзиевской «Болотные робинзоны» — дети и старики из белорусской деревни, которые спасаются среди болот от фашистов. Герои забавной приключенческой повести украинского прозаика Всеволода Нестайко «Тореадоры из Васюковки» тоже играют в Робинзонов. А историческим повестям и романам о мальчишках и даже девочках-«робинзонах» вообще нет числа.
Не меньше «робинзонад» с участием детей и подростков и в мировой литературе, развлекательной и серьезной. Самый знаменитый в наши дни пример — это, конечно, «Таинственный остров», где среди беглецов из лагеря военнопленных действует и пятнадцатилетний мальчик. Есть у французского классика и другие «робинзонады», в том числе без участия или почти без присутствия взрослых, например, несколько раз переведенная на русский язык повесть «Два года каникул» о приключениях будущих моряков.
Менее известен, хотя и переиздавался у нас в 1990-е годы, старинный длиннейший роман Иоганна Вейса «Швейцарские робинзоны», где действует уже целое семейство. В Робинзона играют и Том Сойер, и другие ребята. А вот повесть англичанина Уильяма Голдинга «Повелитель мух» точно не для ребят, хотя в ней действуют только мальчишки. Примерные мальчики из церковного хора, потерпевшие крушение и оказавшиеся на необитаемом острове, превращаются в настоящих одержимых и свирепо расправляются друг с другом. Ведь Повелитель мух, именем которого названа книга — это сам Сатана и одновременно символ дикарских инстинктов, «дремлющих» даже в самом цивилизованном и внешне благопристойном человеке.