В современном мире понятие честности часто считается пережитком прошлого, нечто относящимся к давним временам. Что же такое честность? Согласно Далю, это «прямота, правдивость, неуклонность по совести своей и долгу, отрицание обмана и воровства, надежность в исполнении обещаний». На Руси эти качества высоко ценились и считались высшей добродетелью русского человека. А что может сказать о них человек 21 века?
Честность многими людьми оценивается как однозначно положительная характеристика. Мы любим взаимодействовать с честными людьми и стремимся выглядеть таковыми в глазах окружающих. Изменение социального, экономического и политического устройства отражается и на социальном восприятии людей. Так, можно утверждать, что и честность приобрела несколько другое значение для современного общества. Этическая составляющая понятия честности изменяется в более прагматичную сторону , основываясь на взаимовыгодных отношениях капиталистического устройства.
Честность тесно связана с нормами морали и добродетелями религиозных догм. Часто между честностью и правдивостью ставится знак равенства, хотя честность-это широкое понятие, включающее в себя правдивость в том числе. Быть честным в этом контексте-это больше мировоззренческая установка, характеризующаяся уверенностью, принципиальностью, верностью своим убеждениям, искренностью и уважением свободной воли других людей. Правдивость, в зависимости от ситуации, может граничить с бестактностью, наглостью и не служить благим целям, честность же позволяет не руководствоваться корыстными мотивами и не относиться к человеку как средству для достижения цели.
Интересно, что ряд исследователей рассматривает честность не как черту личности, а как ситуативную модель поведения. Все зависит от обстоятельств, все люди иногда поступают честно или нечестно, но мы в данном случае рассматриваем конкретный поступок, а не саму личность. Мы изначально находимся в неравных социальных условиях, которые могут в той или иной степени определять наше поведение. Нельзя требовать одинаковой системы ценностей от короля и от человека, выросшего в условиях крайней нищеты.
Религиозный философ Бердяев подчеркивал, что в отличие от западного человека, для русского человека идеалом является не честность, а святость. Воспитание прививает ему смиренность, покорность и раболепие, а не стремление к духовной работе над собой. Не умаляя значения святости и смирения, философ отмечает, что русский народ должен обогащаться и другими ценностями. В этом случае «инстинкты творческие победят инстинкты хищнические».
Многие слышали про так называемую ложь во благо. Трактат известного немецкого философа Иммануила Канта был посвящен именно этой проблеме и получил красивое название: » О мнимом праве лгать из человеколюбия». В нем ученый непреклонен в своем абсолютизме: человек должен быть правдивым всегда, никаких исключений! Но мышление философа довольно абстрактно и основано на отвлеченных, базовых принципах блага для всего человечества. Ведь нельзя отрицать, что есть ситуации, когда мы неким внутренним чутьем понимаем необходимость благородной, спасительной лжи, например, чтобы выручить друга, сберечь чужую жизнь. Поэтому в обыденной жизни люди привыкают руководствоваться здравым смыслом, быть гибкими по отношению к ситуации, стараться искать компромиссы. Это представляется нам практичным и житейски мудрым способом взаимодействия с окружающим миром.
Быть честным подразумевает честность и перед самим собой. Ложь самому себе нельзя оправдать благими мотивами, именно из-за нечестности перед внутренним голосом совести люди встают на дорогу, ведущую к череде неэтичных поступков. Поэтому можно определить честность как осознанность и уважение к себе.