Тема добрых поступков, казалось бы, проста, как орех. Все знают, что совершать добрые дела нужно – этому с пелёнок детей учат. Но когда встаёт вопрос о том, что вообще такое эти «добрые дела»? – мы сталкиваемся с философской проблемой концепции добра и зла. Что есть добро, и что зло?
Если обратиться к словарю Ожегова, добро – это «нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок». Довольно туманная формулировка, потому что, исходя из данного определения, добро – есть всего лишь противопоставление злу. Что же такое зло? Согласно того же словаря Ожегова, зло – есть «нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок».
Выходит, добрые и злые поступки противопоставляются друг другу или, можно сказать, рассматриваются относительно друг друга. То есть, доброта и полезность поступка – относительное понятие. Как это понимать? Рассмотрим на примерах.
Предположим, есть зоозащитник и активист Женя, который искренне верит, что домашних питомцев стерилизовать категорически нельзя, ведь это нарушает их права на размножение. Женя устраивает небольшие пикеты возле ветеринарных клиник и стыдит хозяев, несущих животных к врачу, в надежде образумить их. Добрые ли это поступки? С точки зрения Жени и его единомышленников – да. Ведь он изо всех сил старается защитить права животных, предпринимает для этого активные действия, не сидит в стороне.
А что по этому поводу думают хозяева питомцев и сами ветеринары? Они не разделяют позицию Жени. Они считают, что если хозяин не намерен разводить животных на продажу, то будет гораздо добрее по отношению к питомцам стерилизовать их. Для хозяев животных активист Женя – неприятный субъект, который мешает им на пути в ветеринарную клинику, а его поступки вовсе не добрые, а очень даже наоборот.
Найти правых и виноватых в данной ситуации будет непросто, а может быть и невозможно, потому что обе стороны действуют исключительно из добрых побуждений и считают свои поступки добрыми.
Правда, если заиграться с предпосылками, что любой наш добрый поступок может оказаться для кого-нибудь вредным, легко впасть в ступор и отказаться вообще от каких-либо действий! Ведь если мы ничего не делаем, то и вреда никакого нет?
Тогда давайте рассмотрим второй пример. Человек видит потерявшегося на многолюдной площади мальчика, и он начинает рассуждать: если я просто отвернусь и уйду, то с малышом может приключиться беда; но, если я позвоню в полицию, я отвлеку их от обеда и заставлю мчаться через весь город по жаре – что тоже не очень приятно.
Если человек выберет бездействие в данном случае, он может… совершить дурной поступок, потому что ребёнку совершенно точно нужна помощь, ведь сам он о себе позаботиться не в состоянии.
Значит, бездействие – зло? И чтобы совершать добрые поступки, нужно просто всё время действовать?
Вот вам третий пример. Молодой человек занимается боевыми искусствами и отлично умеет постоять за себя. Более того, одним ударом он может порвать боксёрскую грушу! Но случается этому молодому человеку встретить в неурочный час компанию хулиганов, которые веселья ради начинают обзывать парня обидными словами, нарываясь на драку, которую (как они думают) они точно выиграют. Если молодой боксёр решит ответить на оскорбления и ввяжется в драку, он может серьёзно покалечить хулиганов. Или что похуже. В его случае будет мудрее промолчать и уйти своей дорогой – бездействовать.
Вывод напрашивается сам собой: всё относительно.
Добрые поступки нужны этому миру! Но, чтобы не потеряться в дебрях добра и зла, прежде чем начать творить добро, лучше всего опереться на общепринятые моральные нормы.