Доверие – это наша уверенность в ком-либо или в чём-либо; убеждённость, что человек/объект способен и желает приносить нам пользу. То есть, чувство наше, но зависит оно в основном от поступков и проявлений других людей или объектов. Когда человек испытывает доверие к другому человеку, он готов совершать ради него поступки, прислушиваться к его мнению, принимать человека, как лидера. Именно поэтому вопрос, как вызвать доверие людей, занимает умы многих политиков, крупных торговых компаний, банков. А ещё этот вопрос волнует мошенников. Поэтому так рискованно отдавать своё доверие кому попало.
Построение доверия – каждодневный кропотливый труд. Невозможно сказать, сколько актов подтверждения своей лояльности/дружбы нужно проявить, чтобы заслужить чьё-либо доверие. Важен также внешний вид человека/бренд компании, убеждения или политика, которую они транслируют окружающим. Потому что человек начинает испытывать доверие к кому-либо (чему-либо), только если решает считать его поведение и характер/свойства – постоянной величиной, полезной для нас. Звучит вроде бы эгоистично, но не стоит забывать про обратную связь, которую готов дать человек в случае, если доверяет – она может в разы превосходить все затраченные усилия.
Итак, как можно заслужить доверие?
Прежде всего нужно уважать человека или ту группу людей, доверие которой необходимо заслужить. Что понимается под уважением? Не осуждать, попытаться понять, даже если наша точка зрения отличается.
Когда люди чувствуют принятие или видят усилия, которые прикладывает человек, чтобы понять их, они начинают испытывать уважение в ответ, а это первый шаг к доверию. Готовность встать на место человека и посмотреть на мир его глазами – достаточно редкая черта, говорящая о гибкости мышления, развитых навыках общения и взаимодействия. Люди склонны доверять людям, которые могут понять их проблемы и нужды, даже если сами их не испытывают.
Необходимо также быть честным в проявлении своих чувств. Если человека заподозрят даже в малейшей лжи, это наведёт людей на мысль, что хитрец может скрывать гораздо больше секретов. Обманул в малом – обманет и по-крупному. Люди не спешат «присягать на верность» даже с виду очень благонадёжным людям именно потому, что боятся быть обманутыми. Внешний вид важен, но чувства имитировать труднее. Если человек искренне выражает свои эмоции, он производит впечатление бесхитростного, честного. А от честного человека уж точно не ждёшь подвоха.
Критически важно держать данное слово. Есть известная поговорка: назвался груздём – полезай в кузов. Дал человеку обещание – выполни, иначе прослывёшь неблагонадёжным, ветреным субъектом. Парадоксально, но иногда лучше даже отказать в просьбе, чем согласиться и обмануть доверие. Обоснованный отказ говорит о честности человека, а ещё о его заботе – нежелании обмануть просителя поспешным решением. Когда человек чувствует такую заботу о собственном времени и ожиданиях, он проникается уважением. К тому же, после обоснованного отказа проситель будет уверен, что, если в следующий раз человек согласится помочь, – он точно выполнит обещание, иначе бы не давал такого слова.
Доверие завоёвывается с трудом, требует искренности и неподдельного внимания, не терпит фальши. А ещё его очень легко потерять, поэтому над построением доверительных отношений приходиться трудиться постоянно, и это работа обеих сторон.