Гуманизм прежде всего ассоциируется с человечностью. Что же представляет из себя подобная система взглядов?
Оказывается, существует множество определений гуманизма, Так, философ древнего Рима Цицерон считал, что гуманизм-«это высшее моральное развитие способностей человека в синтезе с мягкостью и человечностью. Международный гуманистический и этический союз определяет эту позицию как демократическую и провозглашающую, что все люди имеют право определять то, что из себя будет представлять их жизнь. Гуманизм видит своей целью развитие более человечного общества через этику, разум и свободу. Гуманизм не религиозен и не принимает наличие высшего разума как объяснение существования материального мира.
Однако в то же время гуманизм отчасти родственен с теистическими, авраамическими религиями, которые призвали общество к принятию священности уникальности и индивидуальности каждой человеческой личности. Есть различные подвиды гуманизма: либеральный, социалистический, эволюционный. В современном мире имеет место быть так называемый светский гуманизм, который отпочковался в качестве самостоятельной идеи от церковного гуманизма.
Идея гуманизма нашла отражение в творчестве многих выдающихся личностей. К таким деятелям относится австрийский психиатр Виктор Франкл. Его биография примечательна тем, что он пережил нацистский лагерь и создал собственное направление психотерапии, идеей которой является мотивация смыслом. Его опыт дал ему возможность выработать методику, основанную на воззвании к человеческому духу, его мощи. Особо пристальное внимание уделял Франкл свободе воли, постулируя тезис о том, что человек способен найти смысл своего существования, волю к жизни, даже в самых неподходящих условиях. Человек сам отвечает за себя и принимает решения относительно своей жизни,полагал психотерапевт, и этим самим он и формирует свою личность. Но такая свобода быстро перейдет в хаос, если не приурочить ее к ответственности. Эта ответственность связана с ношей выбора и со смыслом, который определяет сам человек. Гуманизм трудов Франкла можно выразить лаконичной идеей о том, что думая о человеке лучше, чем он есть, мы действительно помогаем ему стать лучше.
Другого выдающегося мыслителя так же можно отнести в лоно гуманизма. Этот вывод лежит на поверхности: ведь центральной темой творчества Фёдора Михайловича Достоевского всегда был человек. В письмах к своему горячо любимому брату Михаилу, будучи отданным в ненавистное инженерное училище, он писал: » Человек есть тайна, и ее надо разгадать». В » Преступлении и наказании» писатель виртуозно отображает те же проблемы свободы и ответственности: убийство другого человека нельзя ничем оправдывать, даже самыми замысловатыми теоретическими измышлениями. Это глубоко противоестественно самой человеческой природе. Тем не менее, у Родиона Раскольникова есть свобода выбора, и он выбирает сознаться в содеянном преступлении.
Достоевский справедливо признаётся критиками тонким психологом от литературы: настолько его интересовало все в человеке, самые глубинные закоулки его души. Сама иррациональная, противоречивая суть нашей природы была пристальным объектом его исследований. Творчество и врача, и литератора представляет равный интерес для всех интересующимся вопросом гуманизма и темой человека.