Активная «раздача» прозвищ начинается в школе. Скорее всего, в школьном возрасте у каждого было второе имя, обидное или не очень. Кому-то дают обидные прозвища, кому-то — те, которыми можно гордиться. Прозвище может забыться после школы, а может «прилипнуть» к человеку на всю оставшуюся жизнь.
Почему люди дают друг другу прозвища?
В школьные годы
Дети к 8-9 годам взрослеют и начинают замечать в своих сверстниках не только партнеров для совместных игр, но и какие-то качества характера или внешние черты, которые делают каждого человека особенным, отличающимся от окружающих.
Один из сверстников может быть рыжий, второй — в веснушках, у третьего — фамилия необычная. Дети начинают придумывать различные прозвища, дают их своим одноклассникам. Возможно, им трудно запомнить всех по именам и фамилиям, а по отличительным чертам и с соответствующими короткими именами- легче. Часто прозвища привязываются к детям до 11 класса.
Ребенок либо хорошо относится к данному ему прозвищу, либо оно кажется ему обидным, он переживает. Нередко такие короткие обидные имена лежат в основе школьного буллинга. Например, человеку с плохим зрением дается обидное прозвище «Очкарик», полной девочке — «Корова», умному мальчику — «Ботаник».
Во взрослой жизни
У взрослых прозвища часто даются либо в дружеских компаниях (они, как правило, добрые, соответствуют той или иной черте характера и устраивают самого человека), либо в начале супружеской жизни.
Супруги часто называют друг друга ласковыми прозвищами, потому что у них уже сформировалась привычка с конфетно-букетного периода. Это, как правило, ласковые имена, которые образуются в результате каких-то ассоциаций, связанных с партнером. «Котик», «Зайчик», «Солнышко» — примеры таких прозвищ.
Как образуются прозвища?
Прозвища придумывают по-разному, часто основой для изобретения краткого имени служит фамилия человека. Сусликова будут называть «Сусликом», Котова — «Котом». Иногда в основе лежит та или иная черта характера человека, таким образом появились «Ворчун», «Зануда», «Мямля».
Любая внешняя особенность может послужить основой для выдумывания прозвища, например «Конопатый» или «Лысый». Дети часто придумывают вторые имена одноклассникам, основываясь на сказках или мультфильмах — друг ассоциируется с каким-то сказочным героем.
Нередко детские прозвища «переезжают» во взрослую жизнь, особенно если школьная дружба продолжается.
Еще один интересный вариант замены имени — придумывание ник-неймов для социальных сетей. Здесь «прозвище» человек себе может выбрать сам. И многие дают волю фантазии: в сети полно людей с оригинальными ник-неймами!
Хорошо это или плохо?
С прозвищами, как и во многих других сферах жизни, хорошо — когда в меру. Надо играть, да не заигрываться: не забывать, как человека зовут на самом деле. Если человек не хочет, чтоб его называли по настоящему имени, возможно, он не принимает себя таким, как есть, не хочет проживать свою жизнь, а хочет чью-то другую…
Кроме того, постоянное выдумывание прозвищ себе и другим — черта детская, может свидетельствовать об инфантильности. Все-таки чаще всего их выдумывают в школе, классе в 3-5, об этом не стоит забывать.
Если человеку не нравится выдуманное кем-то прозвище, и он просит называть его по имени, то нужно называть его по имени, иначе это будет проявление неуважения.