Критик Белинский о романе «Евгений Онегин»: похвалил или нет?

Портрет Белинского Анализ

«Евгений Онегин» — это уникальный роман в стихах за авторством А.С. Пушкина, который привлекает читателей и сегодня. Секрет популярности произведения – это актуальность проблем, с которыми сталкивались главные герои.

Неподражаемый стиль Пушкина и глубину его мысли подчеркивали и критики-современники автора. Поэтому сегодня рассмотрим комментарии, которые давал в своих статьях В.Г. Белинский о романе «Евгений Онегин».

При этом он напрямую никогда не сравнивали Ленского и Онегина, что сделали, в меру своих сил и возможностей, мы. Так что, если вам интересно узнать об этих персонажей подробнее, рекомендуем нашу статью.

А если вам интересен сюжет романа, рекомендуем наше краткое содержание.

Кратко о Белинском

Для начала кратко поговорим о личности самого Виссариона Белинского. Это знаменитый писатель, мыслитель и журналист, который считался лучшим публицистом своего времени.

Годы жизни Белинского – 1811-1848.

Портрет Белинского
Фото: journal.learnoff.com

Статьи автора считались образцом критической литературы в России, и они же стояли у истоков критической мысли в русской творческой среде XIX века.

В свое время Белинский работал в журнале «Телескоп» и «Отечественных записках», «Современнике». Однако его продуктивность пошатнулась из-за смерти двух детей во младенчестве, а также чахотки. Автор несколько раз ездил на юг России на лечение, однако оно не помогло. И весной 1848 года первый русский критик скончался.

Белинский в целом о романе

Но не будем о грустном, ведь Белинский оставил после себя большое публицистическое и критическое наследие, которое литературоведы изучают и сегодня.

В. Белинский говорил, что «Онегин» — это поэтическая картина русского общества, которая была написана в одну из самых интересных эпох развития. Автор говорит, что заслуга Пушкина в том, что он создал стихотворный роман исторической направленности, не использовав ни одну личность, известную в тогдашнем обществе.

Белинский считает, что Пушкин впервые тут выступил, как представитель пробудившегося общественного самосознания.

Белинский пишет статью
Фото: litinstitut.ru

Далее критик сравнивает творчество Александра Сергеевича с Байроном. Так, английский писатель творил в Англии для Англии, тоже самое делал и Пушкин в Росссии.

Белинский считает «Евгения Онегина» исключительным образцом русской литературы, который стал основанием для создания новой русской поэзии. Также отмечается, что без «Онегина» с его правдивым отображением действительности не было бы Лермонтова и Гоголя с их великими произведения. Авторы просто бы не решились изображать реальность такой, какой она была по существу.

Белинский разговаривает с Лермонтовым
Фото: Twitter

Виссарион Белинский также считает заслугой Пушкина введение в литературную моду простых русских людей, и решительный отход от порочных монстров и героев-добродетелей.

Онегин

Ключевая мысль Белинского об Онегине – это его показная холодность и безразличие ко всему происходящему. Автор в своей критической статье был уверен, что Евгений Онегин сохранил в душе теплые чувства, но решительно охладел к бесконечным страстям и мелким развлечениям.

Критик отмечает и довольно озлобленный ум Онегина. Однако он пишет об этом со знаком +. Да, главный герой был часто недоволен людьми вокруг, но этот же гнев он легко направлял на себя.

Евгений Онегин лежит на столе
Фото: aria-art.ru

Онегин не гонится за статусом вершителя истории, не хочет быть императором России, однако бездействие и скука попросту душит его. Белинский отмечает, что герой – это незаурядная личность, которая, впрочем, сама не до конца понимает, чего хочет.

Герой в последней надежде отправляется в деревню поближе к природе, чтобы воскреснуть в уединении. Однако он быстро замечает, что ничего не меняется.

Белинский говорит, что Онегина можно назвать «страдающим эгоистом» или «эгоистом поневоле».

Ленский и Ольга

Белинский совершенно иначе характеризует Белинского. Если Онегин был приземленным материалистом, то Владимир крайне отвлеченный и ему чужда действительность. Критик отмечает, что в его времена действительно стали появляться люди подобного толка.

Владимир Ленский был до глубины души романтиком и мечтателем. У него была чистая и благородная душа. Герой часто рассуждал о жизни и философствовал, однако до конца ее никогда не знал. При этом действительность никогда не оказывала на него серьезного воздействия, так как его радости и печали создавались в богатом воображении поэта.

Ленский выступает перед Онегиным
Фото: brain-food.ru

Белинский подчеркивает, что Ленский довольно зря полюбил Ольгу. Он говорит, что девушка могла легко повторить судьбу своей матери, то есть выйти замуж больше по расчету, чем по чистой любви. Ольге было, по большому счету, без особой разницы – выйти за мечтательного поэта или удалого улана, который прискакал на своем коне по смерти Ленского.

Однако именно Ленский прописал Ольге чувства и мысли в своем романтическом угаре, которых не было в девушке. Молодой человек видел в ней богоподобное или мифическое создание, и совершенно не подозревал в каких-то пошлостях.

Тем сильнее для него стали заигрывания Ольги с Онегиным. Результатом, как мы знаем, стала дуэль, смертельная для Ленского.

Дуэль Ленского с Онегиным
Фото: kakoy-smysl.ru

Белинский отмечает, что такие люди, как Ленский с возрастом становятся либо чересчур идеальными, либо со временем превращаются в мистиков, сконцентрированных только на себе.

Такие люди признают, что идеальный мир есть внутри них, и смотрят на окружающее пространство спокойно. Люди по типу Ленского думают, что все вокруг должны погрузиться в мечтания и стать центром внимания для себя, а суету мира с голодом, нуждой, пороками и похотью нужно отмести.

Белинский говорит, что и сейчас (то есть в годы его жизни) по России масса вот таких Ленских, только растерявших красоту своего «отца». Критик регулярно видел этих «поэтов-стихотворный балласт» в журналах. Виссарион Белинский говорит, что теперь такие авторы и люди сами стали пошлыми и пустыми внутри, не имея ничего общего с Ленским.

Критик напоследок дает краткую характеристику Ольге. Мол, это непосредственное существо, которое никогда не думало, не задавало вопросов и ничем особо не интересовалось.

Ленский проводит время с Ольгой
Фото: knigi.mirtesen.ru

Девушка живет по своим привычкам, и они ею управляют. Ольга действительно плакала по Ленскому, но недолго. Вскоре она встретила удалого улана, и из грациозной и милой девушки превратилась в «дюжинную барыню», наподобие своей матери, с некоторыми различиями.

Татьяна Ларина

Белинский говорит, что великая заслуга Пушкина заключается в том, что он живо изобразил мужских персонажей, однако массу времени уделил проработке сложной натуры Татьяны Лариной.

Белинский говорит, что девушка будто создана из цельного куска камня. Будучи простой влюбленной сельской девушкой, а потом став барыней и женой генерала, Татьяна осталась сама собой.

Критик говорит, что любовь для Татьяны может быть величайшим блаженством или величайшим бедствием. Примирительной середины для девушки не существует.

Татьяна пишет письмо Онегину
Фото: manlike.mediasalt.ru

Ровное и светлое пламя любви ждало ее при взаимности, однако мы видим упорный огонь, который она запрятала глубоко внутри себя. Татьяна не дает своим настоящим чувствам прорваться наружу, однако от этого они не становятся менее разрушительными и жгучими.

Татьяна бы спокойно, но от этого не менее страстно и глубоко, любила своего мужа. В строгом выполнении своих обязанностей она нашла бы величайшее наслаждение. И все это делалось бы с внешним бесстрастием, без особых рассуждений и в спокойствии.

Белинский говорит, что перед нами простая русская девушка, внутренний мир которой «заточен» под необходимость любви. Ум ее спал и вступил в силу только во время тяжкого горя неразделенной любви, и только для того, чтобы подчинить и сдержать страсть.

Онегин стоит на коленях перед Лариной
Фото: ism-print.ru

Критик отмечает, что душа девушки жаждала любви, однако вокруг нее не было достойного мужчины. И тут появляется Онегин – весь такой аристократ, красив, умен, молод и загадочен. Молодая девушка своим неокрепшим умом не могла разгадать Евгения Онегина, поэтому он притягивал и манил ее.

Объяснение в саду разрушило все надежды Татьяны Лариной. И после этого она еще сильнее закрылась от внешнего мира. Однако как раз в это время появился на сцене ее ум, который постепенно вывел девушку из застоя, подарил уверенность в себе, подчинил страсти души холодному расчету.

О рассказчике

Виссарион Белинский говорит, что личность автора или рассказчика в «Евгении Онегине» не менее интересна, чем главного героя или Татьяны Лариной с Ленским.

Критик отмечает, что личность поэта прекрасна, гуманна и артистична. Он также отмечает, что роман писался не один год, и от главы к главе виде рост мастерства и осознанности рассказчика-Пушкина.

Пушкин и его роман Евгений Онегин
Фото: foto-ram.ru

Последние две главы по словам Белинского – это зрелая и высшая эпоха развития художественности поэта.

Вот таким получился мой пересказ определенных мыслей В. Белинского о романе Пушкина «Евгений Онегин». Если у вас есть желание подробнее ознакомиться со статьями русского критика на эту тему, то вот ссылка.

А что вы думаете о романе «Евгений Онегин» и главных героях? Согласны со словами Белинского? Будем рады вашим мыслям в комментариях.

А у нас на этом все. Так что мирного вам неба над головой и до скорых встреч.

Оцените статью
Добавить комментарий