Фильм «Монах и бес» стал открытием для многих отечественных зрителей в 2016 году. За прошедшее с премьеры время картина обзавелась приличной фанатской базой, ее просмотрели сотни тысяч людей.
Главным режиссером картины выступил Николай Досталь, а сценарий написал Юрий Арабов. Примечательно, что основные сюжетные ходы были прописаны им еще в 2013 году. Однако из-за проблем с финансами реализовать проект не получалось.
По информации из Кинопоиска, бюджет картины составил 130 млн. рублей. При этом сборы в мире составили суть более 68 тысяч долларов, а зрители с территории России принесли еще 71 тыс. долларов.
Можно сказать, что картина стала успешной. Однако мало кто знает реальные прообразы главного героя произведения. Заинтересованы? Тогда усаживайтесь поудобнее, будет интересно.
А вот здесь можно посмотреть трейлер фильма, еще не видели.
Краткий сюжет
На дворе первая половина XIX века. В центре сюжета насельник Иван, который появляется у мужского монастыря в провинциальном городишке. Местному игумену новый раб Божий сразу не понравился, поэтому он старается дать ему заранее невыполнимое задание. Однако наш герой с легкостью их выполняет, и просит еще какой-то работенки.
Кажется, что он или блаженный, за которым пристально наблюдает сам Господь, или одержим бесами, чтобы было гораздо лучше для игумена, который его невзлюбил.
Фильм снимался на территории Кирилло-Белозерского монастыря. Сцены Иерусалима заменили крымскими пейзажами.
Реальные прообразы главного персонажа
Режиссер Николай Досталь неоднократно в интервью признавался, что серьезным толчком к написанию сценария и созданию фильма стали истории из жизни насельника Ивана Семеновича Шапошникова. Поговорим о нем подробнее.
Будущий насельник Иван родился в 1802 в Костромской губернии. Известно, что он был изрядным мастером-ремесленником, активно занимался иконописью. Однако к 18 годам вся правая часть его тела была парализована, что вынудило его оставить любимые ремесла. В своей болезни он впоследствии увидел промысел Бога и решил покинуть жизнь мирскую, уйдя в мужской монастырь.
В Кирилло-Новоезерском монастыре он задержался ненадолго, перейдя в Нило-Сорский пустынь, где он и провел остаток своей жизни.
Вскоре Иван выработал в себе необходимые для служителя качества, такие как смирение, спокойствие и незлобие. Причем его качества распространялись на всю Божью тварь, даже на тараканов, которые в изобилии водились на кухне, где обедали все служители. Он даже кормил насекомых в местах их наибольшего скопления хлебом.
По мере служения он приобрел благодатные дары. Так, он всегда знал, кто из послушников отвлекался во время молитв непристойными мыслями. Вскоре он стал помогать жителям из окрестных земель, так как от него не могло ничего укрыться.
Однако такая популярность не могла понравится Нечистому. Поэтому он всячески издевался над Иваном. Так, братия часто слышала из кельи странные звуки, а наутро их товарищ приходил весь в ушибах и ссадинах.
Иногда издевательства были настолько сильными, что Иван просил кого-то из братьев посидеть с ним ночью на дежурной кухне. Однажды он возвращался в монастырь из своей кельи, и на него в лесу напал «страшный эфиоп», который его избил, да так, что священнослужитель пролежал без сознания длительное время.
Однако все пошло на лад после того, как архидиакон Стефан указал Ивану на медный крест, и сказал, что с его помощью он будет успешно бороться с бесами. Так и произошло.
Архиепископ Новгородский, оседлавший беса
Перед нами Иоанн Новгородский, который помог отбить атаку суздальцев на город с помощью иконы Пречистой Богородицы. Однако он больше знаменит по череде легенд, в частности, о его путешествии в Иерусалим верхом на бесе за одну ночь.
Кадры из фильма «Монах и бес» вам ничего не напоминают? При этом первоисточник указывает, что бес был таким положением дел посрамлен, и просил Иоанна никому не рассказывать о путешествии. Однако священнослужитель единожды нарушил слово, и рассказал послушникам эту историю в назидание.
После этого Нечистый принялся мстить Иоанну. Например, оборачивался в блудницу, и выбегал из кельи перед его братьями. Также Юродивый часто подбрасывал вещи женского гардероба в келью – делал все, чтобы скомпрометировать Иоанна.
И ему это удалось – братья приняли решение связать своего коллегу, поместить на плот, и отправить вниз по течению реки Волхов. Однако свершилось чудо, и плот против течения самостоятельно без паруса вернулся к причалу.
Священник был реабилитирован. К слову, такая же сцена есть и в самом фильме.
Выбор актеров на роль
По словам режиссера Николая Досталя, для главных ролей ему нужны были малоизвестные актеры, лица которых особо не светились в мировых и отечественных прокатах. Под эти параметры, помимо профессиональных качеств, отлично подошел Тимофей Трибунцев.
Досталь признавался, что давно приметил этого актера еще по выступлениям в театре «Сатирикон».
Георгий Фетисов также хорошо вжился в роль беса. Логика специалиста была следующая – беса вообще никто не должен знать в лицо.
Так получилось, что на знаковые роли в фильме взяли актеров без большого бэкграунда. Сделано это было намеренно, чтобы зритель не ассоциировал их с ролями из других фильмов, а полностью сконцентрировался на поглощении сюжета.
Если вам понравилась статья, обязательно пишите свои мысли в комментариях. Если вам интересна классика кинематографа, то будет неплохо познакомиться и с мировой литературной в лице этой статьи. А вот здесь можно почитать о смысле фильма «Монах и бес».
Всего хорошего и до новых встреч!