Смысл фильма Монах и бес

Смысл фильма Монах и бес Смысл фильма

В фильме Монах и Бес рассказывается история монаха, без конца ведущего борьбу с одолевающим его бесом.

Иван Семёнов странствует по разным монастырям, но нигде не задерживается. Других монахов пугает странная переменчивость поведения Ивана. То он заикается, то несдержанно боек на язык.

Такие странности объясняются просто — хитрый бес вселяется в монаха. Однажды задал настоятель монаху послушание — вычистить колодец. И вселившийся в Ивана бес исполняет послушание с помощью других монахов, против их воли.

Попросился странный монах на исповедь к настоятелю. Каялся в грехах, которые и грехами не назовёшь. Выслушал его настоятель и отправил рыбу ловить. И бес своей дьявольской силой наловил рыбы, которая не водится в местной реке. Настоятель монастыря решил не пускать монаха на территорию святой обители.

А бес продолжал свои безобразные выходки. То высшим духовным чином покажется и советы настоятелю даёт. И советует сделать Ивана своим преемником, соблазняя настоятеля будущими доходами и расхваливая блаженного монаха, то в даму превратился.

Наваждение, да и только. Устали монахи от странного собрата. Привязали его к плоту и пустили по реке. А вода вынесла монаха назад. Отправили монаха по приказу настоятеля бельё стирать. В это время проезжал мимо монастыря император и попросил приюта в святой обители. Спрашивал гость, нет ли чудес в монастыре. Его угостили диковинной рыбой. А бес продолжал свои шутки. То в Иерусалим несчастного монаха перенесёт, то едой скоромной соблазняет. Всё пытается нечистый дух на свою сторону блаженного перетянуть. А когда Иван умирает, бес идёт в монастырь.

Смысл фильма Монах и бес

В фильме есть тайный смысл. Вечная борьба добра и зла, верующего и беса по имени Легион. Но бес в фильме немного странный.

Искушение

Иногда он рассуждает очень необычно для нечистой силы. Оказывается, и у нечисти, как у людей, и любовь к родителям есть. Только называют бесы это по-другому. Но очень уж трогательно рассказывает Легион о том, как мама утром его будила. Хотя не исключено, что и таким образом посланец злых духов пытается соблазнить монаха. Всё-таки это обязанность нечистого духа.

Легион постоянно буквально издевается над монахами. Устами Ивана бес сыпет поучениями, странными фразами и тем самым смущает других монахов.

Сила веры

Привязался он к Ивану с детства, когда увидел истинную веру в глазах мальчика. Бес уверен, что нет смирения в Иване, оттого и привязался к нему. Но дух лжи однажды проговорился, что беса приставляют только к праведнику. Легиона обуяла гордыня, но это присущая бесам черта. Хочет бес сделать Ивана настоятелем, но святая душа монаха противится. С каждым разом Иван становится сильнее беса. Но всё равно боится, что Легион опять просто сожжёт монастырь.

В разговоре с Иваном бес сыплет пословицами, причём точными и меткими. В беседе упоминает бес и Иисуса Христа. По его словам, бесы его уважают. А дьявола ненавидят. Как говорит Легион, у них так принято. И тут тоже проглядывается скрытый смысл. Дьявол, по мнению Легиона, всего лишь эффективный руководитель.

Без конца безобразничает бес над Иваном. А тот пытается понять, почему Бог посылает ему такие испытания.

Равновесие

А бесу нужна душа Ивана. Монах же беса обхитрил и подписал договор крестом. Очень похожи монах и бес, оба сыпят поговорками. Долго искушал бес Ивана, но власть нечистой силы над монахом ослабевала.

Испытание

Иногда Ивану невыносима такая жизнь, и он молит Бога избавить его от беса. Но у Бога свои планы. Возможно, он желает испытать истинную веру монаха.

Когда Легион перенёс Ивана в Иерусалим, он продолжал искушать монаха. Показал ему бес, как люди Богом торгуют. Продают терновые венцы, кресты без изображения Спасителя. Пытается лукавый соблазнитель заставить монаха усомниться в истинной вере, но цели не достигает. Иван победил беса в своей душе. Он умер, и нечистый остался не у дел.

Воспитательный смысл

Создатель картины показывает, что не следует формировать мнение о человеке, не разобравшись в истине. Ведь истинная праведность не видна с первого взгляда. Многие святые и праведники при жизни подвергались насмешкам и гонениям.

Наследие Гоголя

Есть в фильме и юмор. Персонажи показаны со всех сторон. Ярко видны и достоинства, и недостатки. Нет в фильме чёткого деления на чёрное и белое, есть и оттенки. И тем интересен фильм.

Напоминает картина произведения Гоголя. Сочетание смешного и страшного есть в фильме. Недаром Легион в теле монаха рассказывает в начале историю о двух писателях, один из которых негр, а другой с птичьим носом.

Смысл концовки

После смерти Ивана бес отправился в монастырь, чтобы служить Богу. Легион решил стать послушником. Но если бес действительно решил пойти по стопам Ивана, то можно говорить о победе добра над злом, святого над бесом.

Хотя возможно, что это очередной коварный план беса. И гордыню свою Легион не оставил. А ведь гордыня — тяжкий грех.

Есть и другой вариант — Легион остался без работы и решил подыскать себе новую жертву. В таком случае вечное равновесие между добром и злом сохранится.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Елена

    В фильме показано как человек, монах был одержим, бесом и мучался, он никак не мог от него избавиться. Это все промыслительно. И известно только Господу. Но попав в святое место! Это случилось. Монах от него освободился даже перестал заикаться и хромать недуги физические ушли, вместе с одержимостью. Силой Христовой он его изгнанал. Это реальность наших дней. Это не вымысел и не фантастика! Это борьба добра со злом! Никакая не комедия! Хотя есть над чем посмеяться!

    Ответить
  2. Арина

    Этот фильм для меня, как иллюстрация притчи о двух волках белом и черном.
    «Монах» и «Бес»(свет и тьма) живут абсолютно в каждом человеке, независимо от происхождения, социального статуса, рода, ранга и уровня сознания.
    Они живут в нас, так как мы находимся на том уровне реальности, в котором проявлена двойственность (полярность, дуальность, инь-ян)
    Они живут в нас и в каждом проживаемом моменте активен кто-то из них – или «монах», или «бес». Когда активен один, пассивен другой. Они не могут быть активными одновременно, это противоречит принципу Инь-ян. Помните, мы проходили эту тему с вами?
    И, казалось бы, в самых незначительных моментах, как будь-то трапеза или мытье в бане, всегда проявлен кто-то из них. И в зависимости от этого, мы даем свою энергию или свету или тьме, то есть кормим то одного волка, то другого.
    Если мы претендуем на ОСОЗНАННОСТЬ, нам важно отслеживать и замечать за собой эти проявления. Но для человека это одна из самых трудных задач. Потому что по отношению к себе, он слишком субъективен. Он изо всех сил хочет сохранить себя в своем представлении о себе. Ему трудно честно себя воспринимать, ведь в яви он не такой, каким он себя воспринимает в своем воображении. Не такой «хороший», каким хочет себе казаться.
    Поэтому, когда мы читаем какие-то книги или смотрим фильмы, мы видимое сразу проецируем на других. Мы начинаем замечать в сюжетах и характерах героев фильмов качества своих знакомых, друзей, мужей, детей и др., но только не самих себя. Поэтому есть такая поговорка «Видит соринку в чужом глазу, в своем бревна не замечает.»
    Самопознание начинается с самоисследования и самоизучения, с самонаблюдения и самоанализа. С отслеживания себя в каждом моменте проявлений. Помните, как тот монах в фильме «Я не это хотел сказать!» Т.е он прекрасно осознавал, когда в нем бес проявлялся и завладевал его речью и телом, а когда он сам, от рождения чистый и искренний. Но он ничего не мог с этим поделать, так как слабо существо человеческое, когда во плоти находится.
    Мы так устроены, что плотью нашей управляет бес. А Душой наш внутренний монах. Бес не способен проникнуть в нашу Душу Без нашего на то позволения, вот и охотится он всю нашу жизнь за нашей Душой, искушая нас по-всякому, чтобы только отдали мы ему Душу на откуп. Для этого достаточно нашего молчаливого согласия- малодушия.
    Дальше пока не буду развивать тему. Можно поразмышлять над этим. Надо бы приучать свой разум думать в нужном русле, а не в том, в котором нас удерживает внешний мир. А то будет, как тот Игумен сказал – «я вообще никогда не думаю»…

    Ответить
  3. Мария

    Спасибо за комментарии. Сын посоветовал посмотреть, сказал это его любимый фильм. Я плакала… спасибо

    Ответить
  4. Тая

    Теперь это и мой любимый фильм!

    Ответить
  5. Олег

    А мне не понравилось, что монах силой втолкнул беса в церковь. Это насилие. А к Богу нужно идти добровольно, выдавливая по капле из себя зло

    Ответить
    1. Галина

      А мне кажется, что велико было желание Ивана избавиться от влияния беса и ,очевидно, согласившись поклониться ему(здесь он схитрил) ради того, чтобы попасть ко Гробу Господню(наверное, надеясь победить свои «недуги»), он и его(беса) толкает туда, чтобы ослабить его влияние, тем самым стяжал крепость духа и смирение….а бес, мне кажется, побывав на Святой Земле и потеряв силу бесовскую, стал обычным послушником в монастыре. Простите, если не так поняла.

      Ответить