Неуверенность в себе — это свойство человека сомневаться в своих возможностях и силах, напускная робость и признание себя слабым и незначительным по сравнению с другими. Неуверенный в себе человек никогда не добьется каких-то высот, не станет жить лучше, чем жил до этого, а еще он не может принести пользы обществу, значит, бесполезен во всех смыслах.
Неуверенный в себе человек не живет, а существует, вяло плывет по течению жизни, не сопротивляется невзгодам и в конце концов оканчивает свою жизнь задолго до срока. Может быть это покажется неожиданным, но для меня, неуверенный в себе человек — это прежде всего Катерина из пьесы А.Н. Островского «Гроза». Она позволяет управлять собой, всегда безгласна и приниженна. И даже проблески ее смелости заканчиваются трагедией, она не находит в себе силы противостоять Кабанихе и ее окружению и малодушно принимает решение умереть, даже не попытавшись найти другой выход.
Со мной можно поспорить, сказать, что в то время было совсем другое воспитание и уклад жизни, с этим я соглашусь. И все-таки останусь при своем мнении: Варвара, сестра мужа Катерины, уверена в своих силах, и хоть ее образ представлен в череде отрицательных персонажей, она живет так, как ей хочется и не подумает топиться из-за каких-то неурядиц. А ведь воспитывалась она в то же время, что и Катерина.
Оставив пьесу Островского заметим, что в литературе неуверенный в себе человек принял образ так называемого «маленького человека». Над ним смеялись, его пытались жалеть, представляли, что он может измениться и начать расти. Но нет. Маленький, неуверенный в себе человек и по сей день остается таким же.
Особый интерес возник к нему в 19 веке и начало было положено А.С. Пушкиным и Н. В. Гоголем, причем если у первого эти герои были достойны жалости (вспомним «Станционного смотрителя» Самсона Вырина), то у второго масштабы трагедии приняли самый отталкивающий вид. Акакий Акакиевич Башмачкин, уже немолодой человек, всю жизнь подвергается насмешками из-за своей ничтожности. Некую уверенность в себе ему придает только мечта о новой шинели, но едва эту вещь у него крадут, он умирает от горя и тоски. Неуверенный в своих возможностях художник Чертков из повести Н.В. Гоголя «Портрет» тоже умирает от обиды и разочарования в жизни. Впрочем в этом был некий трагизм и герои Пушкина и Гоголя вызывали у читателя сострадание к ним в той или иной степени.
В конце 19 века тема неуверенного человека получила несколько иное развитие. Писатели решительно отказались от сочувствия таким людям и стали открыто высмеивать их. Вспомним рассказ «Смерть чиновника» А. П. Чехова. Главный герой мелкий чиновник Иван Дмитрич Червяков случайно чихнул на генерала. И умер, не перенеся такого неуважения со своей стороны по отношению к высокопоставленному человеку, хотя тот и не принял невольный проступок Червякова за оскорбление. Подобен Червякову и Вася Шумков из повести Ф.М. Достоевского «Слабое сердце», он так же умирает из-за собственной неуверенности в себе и своих силах.
В двадцатом веке от темы «Неуверенность в себе» писатели практически отвернулись. Такие герои перестали играть главные роли, оставаясь на второстепенных планах, прежде всего потому что они перестали быть интересны обществу. Сегодня эта тенденция продолжается и неуверенные в себе люди не вызывают жалости, сострадания или даже смеха. Их предпочитают не замечать, как в литературе, так и в жизни.
Итак, завершая размышления о неуверенности в себе, следует сказать, что малейшие проявления этой черты характера требуется уничтожать сразу. Работать в этом плане над собой. Развиваться в разных направлениях, отыскивая свой путь. И тогда уверенность в себе придет к человеку и подарит ему настоящее человеческое счастье.