«Драконовскими законами» некоторые чрезвычайно суровые законодательные акты древней Греции были названы не в честь огнедышащего мифического существа, а по имени их создателя, греческого законотворца и олигарха Драконта.
В обществе, которое только недавно по историческим меркам стало структурированным, с чёткой иерархической организацией и писанными законами, нужно было ввести некие единые правила. Естественно, они основывались на праве сильного. Естественно, при хранящейся у широких народных масс памяти о недавней вольнице, сопротивление новым законодательным актам с их непринятием имело место. И чтобы переломить эту тенденцию, нужно было сформировать правовые нормы, одновременно создав механизмы приведения этих норм в действие – в виде городской стражи, должным образом простимулированной.
Так, за хищение сельскохозяйственных продуктов (неважно – с поля или уже убранных в амбары) наказание было предусмотрено одно – смертная казнь. С идеологическим сопровождением в виде обвинения в святотатстве и кощунстве против богини плодородия. Очень серьёзное обвинение, которому даже в глазах вольнолюбивой афинской публики из числа свободных граждан противопоставить было нечего.
Хотя в законах Драконта имелись и прогрессивные, рациональные моменты: так, были разведены по разным статьям обвинения в предумышленном и непредумышленном убийстве. Но в целом большинство правонарушений имели своим итогом один конец – смертную казнь, так что сам фразеологизм стал устойчивым уже в те, античные, времена.
Но чтобы в полной мере понять неизбежность появления таких «драконовских» писаных законов, нужно сначала разобраться в структуре сложившегося к тому времени общества и политическом строе Афин того времени. К сожалению, писаных свидетельств той эпохи сохранилось немного, в основном до нас дошли закреплённые законодательно положения Драконта в интерпретации Аристотеля. Важно другое: ко времени, когда Драконт сформулировал свои политии, в Афинах уже произошёл переход примитивного натурального хозяйства дорабовладельческой эпохи к товарно-денежному (не без влияния финикийцев, этой нации торговцев и путешественников). В организованную Драконтом политию входило народное собрание из 401 человека, архонты, стратеги, пританы и ареопаг. То есть сформировалась пусть примитивная, но рабовладельческая республика, где право голоса имели политически активные и полноправные граждане, способные держать оружие и владеть им, и обеспечить для себя полноценный военный доспех. И, естественно, выступить на защиту республики или для завоевательского похода – согласие на который народное собрание, как правило, всегда давало. Что естественно: грабёж более слабых и хуже организованных соседей был делом вполне «богоугодным», никаких моральных препонов против этого ещё не было выработано.
Но вместе с тем мыслители античности уже тогда с осуждением говорили о самой сути законов, сформулированных во времена Драконта. Так, философ и общественный деятель Димад изрёк, что «законы Драконда не высечены в камне и не писаны чернилами. Они писаны кровью».
Интересный факт:
Филолог и лингвист Б. Н. Тимофеев-Еропкин утверждал, что сам фразеологизм «Драконовские законы» в русском языке не совсем корректен: по всем правилам слообразования по-русски нужно произносить «драконовы законы» — независимо от точного звучания имени человека, их сформулировавшего.
В позднейшей истории человечества «драконовскими законами» в разное время разные люди называли и нормативные акты, регламентирующие воинскую дисциплину внутри римских легионов с их децимациями (когда казнили каждого десятого воина отступившей без приказа когорты), и законы Инквизиции, и нормативные акты графа Дракулы, у которого почти все правонарушения наказывались смертью, и многое другое – вплоть до наказания за грамотность у режима «красных кхмеров».