Мотив баллады «Лесной царь» Жуковского взят с давней датской легенды о духе смерти, который приходил к людям, которые вот-вот уже должны были переступить черту жизни и уйти в потусторонний мир. Об этом духе говорил не один народ, но каждый пересказывал эту историю по-своему, добавляя новые детали и немного меняя сюжет.
Все в этой балладе три героя — маленький сын, его отец и лесной царь. Остановимся на каждом из героев поподробнее.
Отец изображен как взрослый человек преклонных лет, который везет своего больного сына, чтобы его спасли. В силу своего жизненного опыта он понимает, что не существует никаких сил, о которых ему рассказывает его сын. Отец не верит ни в какого лесного царя, который хочет забрать себе душу маленького мальчика и только сильнее гонит лошадей, понимая, что сын бредит и ему срочно нужна помощь. Он старается успокоить сына и говорит, что ему просто кажется — это листья деревьев, ветки навеивают малышу такой страх и порождают в его голове страшный образ лесного чудища, которое хочет малыша у отца забрать. Отец выступает сердобольным человеком, который очень сильно переживает за своего сына и старается как можно быстрее приехать к врачу, чтобы спасти жизнь маленькому мальчику.
Сын — совсем маленький, он тяжело заболел и видит в деревьях, которые проплывают мимо него, лесного царя. Царь протягивает к нему свои костлявые руки и зовет за собой, гонится за ними и, кажется, у него все-таки получится забрать себе душу ребенка. Малышу очень тяжело — ему нечем дышать, не хватает воздуха, у него высокая температура. Одновременно маленькому мальчику очень страшно — он прижимается к отцу, стараясь найти в его объятьях защиту и спокойствие. Он просит о помощи и рассказывает о том, что видит, отцу. У малыша слишком мало сил, чтобы бороться с болезнью и он умирает, не дождавшись помощи.
Между этими двумя героями возникает конфликт: отец не верит мальчику, потому что считает, что тот бредит. А мальчик не может доказать отцу, что по-настоящему видит злого духа, потому что все его слова воспринимаются как сказка и выдумка. Они не понимают друг друга, и из-за этого им обоим приходится заплатить слишком большую цену.
Еще один, второстепенный, но не менее важный герой, — Лесной царь. Он завлекает к себе малыша, обещает ему много соблазнов, и, наконец, отбирает душу мальчика. Это дух смерти, который приходит к человеку. Его никто не видит, кроме самого умирающего. Поэтому те, кто остался на этом свете, не воспринимают всерьез разговоров о том, что на земле может быть дух, который способен отобрать жизнь и душу у человека.
В центре сюжета — трагедийный треугольник, каждая из сторон которого имеет свои особенности и позитивные или негативные стороны. Между ними конфликт, который берет свое начало со времен тесного контакта человека с природой. Тогда люди верили, что именно природа распоряжается судьбой и жизнью человека. По сути, ничего не изменилось — естественные процессы все так же контролируют нашу жизнедеятельность, просто со временем человечество перестало настолько придавать этому значения. Оно забыло, что именно природа создает нас и она решает, когда нам уходить в мир иной. Люди совсем забыли о том, что к природе необходимо относиться уважительно, тогда она тем самым будет нам отвечать. Также люди упустили важность мифологии и фольклора в нашей жизни. Для кого-то это просто сказки, а для кого-то это действительность.
Тем более, если рассказы о таких вещах дошли до нашего времени, то это значит, что все-таки подобные вещи имели место в человеческом обществе. С появлением технологий в жизни человека мы отодвинули на второй план душевную часть, позабыв о том, что ее так же нужно развивать и заботиться о чистоте своего внутреннего мира. Тогда никакие злые силы не смогут прорваться в нашу душу и присвоить ее себе.
Баллада весьма трагедийна и печальна, однако от этого не менее прекрасна. Писатели, которые на основе легенды создали произведения, по-разному описали ее, применяя разные слова, метафоры, эпитеты. Смысл остался один и тот же, но форма выражения поражает.