Характеристика главных героев произведения «Бывшие люди»

Характеристика главных героев произведения "Бывшие люди" Характеристика

«Бывшие люди» — произведение Максима Горького. Показывает проблему «бывших людей» — тех, кто в какой-то момент опустился на дно социума и не поднимается обратно. Все герои произведения отнесены к этой категории, проживают в ночлежке или рядом с ней, на Въезжей улице.

Хозяин ночлежки

Ротмистр в отставке, содержит ночлежку, проживает в ней. Сам живёт на печи, нары вокруг печи считаются почётным местом. Днём всегда находится у двери ночлежки в подобие кресла из кирпичей или в харчевне, где обедает и пьёт. Раньше имел бюро для рекомендации прислуги, ещё раньше владел типографией. То, чем он занимался до типографии, неизвестно. Широкоплеч, высок. Возраст – примерно лет 50. Лицо рябое, опухшее от частого пьянства. Борода широкая, грязно-жёлтая.

Глаза серые, с дерзким весельем в них. Практически всегда курит немецкую фарфоровую трубку. Когда сердится, то его ноздри раздуваются и губы вздрагивают, обнажая зубы. Одет в рваную, грязную офицерскую шинель с фуражкой. Фуражка сальная, на ногах тонкие валенки, что доходят ему до колен. Утром находится в вечном состоянии похмелья, вечером пьян. Не может напиться допьяна вне зависимости от того, сколько выпил. Вечером принимает гостей ночлежки, сидя в кирпичном кресле.

Цитаты

— Все в порядке. За ночь — две копейки, за неделю — гривенник, за месяц — три гривенника. Ступай и займи себе место, да смотри — не чужое, а то тебя вздуют. У меня живут люди строгие.

— Я торгую только стеной и крышей, за что сам плачу мошеннику — хозяину этой дыры, купцу 2-й гильдии Иуде Петунникову, пять целковых в месяц.

Учитель

По уровню образованности данный житель ночлежки на Въезжей улице ближе всего находится к ротмистру. Ранее преподавал в университете, который находится на Поволжье, однако позже его оттуда выгнали. Как отмечает автор, высокий интеллект учителя скорее всего стал причиной того, что он, опустившись до ночлежки, больше не смог подняться. Любит философствовать с ротмистром, который ценит этот. После того, как приходит в себя и зарабатывает деньги, направляется в город, имея намерение снять себе там комнатку, однако со временем снова возвращается. Скорее всего, ротмистр обставил дело так, что учитель, всё время возвращается к начальной точке.

После университета служил конторщиком, библиотекарем, опробовал другие профессии, стал частным поверенным в суде, однако запил и попал к ротмистру. Высок, худ, зарабатывает деньги на водку, служа репортерам в местных газетах. Бывает, что ему удаётся заработать в неделю 15 рублей. Если это случается, он отдаёт их ротмистру и решает вернуться в город, но это не выходит – он срывается и начинает пить. Пропивает не все – на часть денег покупает угощение для уличных детей.

Цитаты

— Придет время — и мы вымрем.

— Эх, Тяпа́,— это — верно! И народ — верно! Он огромный. Но — я ему чужой. И — он мне чужой. Вот в чем трагедия. Но — пускай! Буду страдать. И пророков нет. Нет! Я действительно говорю много и это не нужно никому, но — я буду молчать. Только ты не говори со мной так. Эх, старик! ты не знаешь… не знаешь… не можешь понять.

Тряпичник

Один из наиболее колоритных жителей ночлежки На Въезжей улице. В ночлежке проживал ещё до того, как туда явился учитель, считается ее первым постояльцем. Долго присматривался к нему, слушал его и после решил, что с ним можно разговаривать. Грамотен, умеет читать. Очень высокий, худой, постоянно горбится, из-за чего его тень по форме похожа на кочергу. Имеет горбатый нос и отвисающую нижнюю губу. Ходят слухи, что он где-то спрятал большие деньги, из-за чего ему порезали шею ножом, после чего у него наклонилась голова. Сидел в тюрьме, где научился грамоте по Библии. Причину того, почему он попал в тюрьму, не называет. Говорит, что Библию ему принесла одна барыня. Поначалу спорит с учителем о том, от кого произошли люди, порицает его, однако после того разговора они всё же стали друзьями, из-за чего бывшие люди считают, что учитель ухаживает тряпичника для того, чтобы получить доступ к большим деньгам. Говорит учителю, что ему стоит уйти в деревню и попроситься там учить или стать писарем, ведь так он сможет получить пропитание и постепенно вернуться в общество, однако его слова не имеют эффекта.

Цитаты

— Шел бы ты в деревню, — просился бы там в учителя или в писаря.

— От господа — Адам, от Адама — евреи, значит все люди от евреев. И мы тоже.

Оцените статью
Какой смысл
Добавить комментарий