Небольшой, поучительный рассказ Лидии Чарской. Показывает читателю то, какими небольшими, но, тем не менее, трепетными могут быть тайны в юности, и то, как их открытие влияет на настроение персонажей.
Характеристика основных персонажей произведения (с цитатами)
Персонаж | Характеристика персонажа | Цитаты персонажа |
Неточка Ларионова | Основной персонаж истории. Молоденькая гимназистка, постоянно чем-либо увлекающаяся, тонкая, чувствительная натура. Имеет маленькое, курносенькое лицо с веснушками на нём. В начале рассказа не может стоять спокойно, что замечают и учителя, призывая её внимательнее относиться к урокам . Не может сдержать своего волнения. Как оказывается, оно вызвано тем фактом, что у неё есть тайна, которая вызывает у неё жжение внутри. Она не знает, с кем может ею поделиться, и в конце после длинных раздумий решает открыть свою тайну верной ей подруге Зое. Она открывает её, поскольку не может хранить эту тайну в себе, так как считает, что это выше сил, которые даны Богом человеку. Тайна пытает её. Однако после того, как она рассказывает о своем секрете, которым оказывается написанное ею стихотворение, Зое, она не встречает от подруги того понимания и участия, которого бы ей хотелось. После этого считает, что Зоя является холодной и бесчувственной, не понимающей поэзию девушкой. Она обижается и расстраивается, говорит, что Зоя все равно ничего не понимает. Несмотря на то, что она рассказала всё, тайна всё равно продолжают ее волновать. Из-за этого она отвлекается на стихотворение на уроке русского языка. Отвлекаясь на него, она не видит, как к ней подходит учитель, чем прерывает урок. Ей приходится отдать листок со стихотворением учителю, и испытать страдания до и после того, как учитель рассказывает ее стихотворение всем и начинает её критиковать. | − Зоя! Зоя! Приди в следующую перемену к «крану» в коридор. Слышишь, Зоя! Мне надо переговорить с тобой, посоветоваться насчет одной тайны. Ну понимаешь? Придешь?
− Я должна сообщить тебе тайну, Зоя, большую-большую тайну! |
Зоя Стоянова | Подруга Неточки. В отличие от своей подруги, которая постоянно летает в облаках, она имеет более спокойный, флегматичный характер, и не понимает, что прекрасного в стихах, написанных её подругой. Не стесняется критиковать их, предпочитая высказаться честно, невзирая на дружбу, чем вызывает всплеск недовольства у Неточки. Является немногословной девушкой, на вопросы Неточки отвечает практически всегда односложно, так её занимает прежде всего учёба. Узнав тайну Неточки, обстоятельно отвечает только тогда, когда ее подруга дочитывает ей читает своё стихотворение, и указывает девушке на моменты, которые кажутся ей излишними и непонятными, однако не встречает понимания со стороны подруги. | — Угу!
— Ну. − Непонятно что-то, − говорит после паузы Зоя, − чайки не поют, во-первых, а кричат… Потом, скажи на милость, какие это ты видела красные и синие звезды?.. Да еще в море! А еще скажи, пожалуйста, почему ало-мятежное море? Алое-то почему? |
Учитель | Учитель русского языка. Столкнувшись с тем, что Неточка на его уроке отвлекается на постороннее чтение, так как это мешает ведению урока, решает проучить девушку и зачитывает стихотворение на весь класс, после чего девушка испытывает сильный стыд. Однако он на этом не останавливается и указывает девушке на ошибки, которые та допустила во время написания стихотворения, чем ещё больше ухудшает настроения Неточке, показывая её необразованность, и отмечая, что с такими ошибками она ещё не может писать стихотворения. Порицает её творческие порывы. Взрослый человек поступает непедагогично. Учитель не должен был читать стихотворение на весь класс и тем более критиковать его перед всеми. Всё, что его не устраивало, можно было высказать при личной беседе, ограничившись устным замечанием, однако он решает вызвать сильный стыд у ребёнка. | − Госпожа Ларионова, потрудитесь отдать мне то, чем вы заняты сейчас, так некстати, за уроком!
− Госпожа Ларионова, очевидно, совсем забыла, что слово «безбрежные» пишется через «е», а не через «ъ», а слово «певчие» как раз наоборот. Очень грубые ошибки. Обратите на них внимание! С такими ошибками стыдно переходить в четвертый класс, m-lle! |