Марина Цветаева написала целый цикл стихотворений под названием «Стенька Разин». Впервые эти стихи были опубликованы в 1917 году. Они значительно выделяются среди всего творчества писательницы, потому что в них рассказывается про старинный русский былинный стиль с добавлением сказочных персонажей.
Также отличается этот цикл и наличием эпического сюжета. Так как остальные стихотворения Марины Цветаевой больше похожи на исповедь-монолог одной из ее героинь. В основе персонажа лежит прообраз Степана Разина.
О нем также в свое время писал стихи и Александр Сергеевич Пушкин. Но он преподносил его образ немного иначе. Поэтому интересно изучить, как разные русские поэты вдохновлялись историческими фактами о Степане Разине и рассказывали об этом в своей поэзии.
Анализируя стихи Марины Цветаевой, можно заметить, что ей не важны социальные аспекты самой личности героя, как не имеет значение и его историческая роль. Поэтесса ставит в центр романтическую историю любви русского атамана к княжне.
Само стихотворение условно можно разделить на три смысловые части. Первая часть начинается с ночи, которая символизирует не только романтику, но и усиливает идею греховного искушения атамана перед красивой персиянкой. Автор раскрывает ночной разговор главных героев.
В средней части стихотворения описывается сам атаман. Он говорит девушке, что он ее вечный раб и чувствует сильную влюбленность ночью. А утром подстрекают его казачки, и он бросает свою возлюбленную персиянку в воду умирать. Конечно, потом душа его мучается и страдает от взятого греха на душу. Он страдает и злится сам на себя. Автор сравнивает его с грозным дубом. Так поэтесса соединяет воедино силу характера главного героя вместе с элементами романтики и горя в его душе.
Третья часть посвящается мотивам сна. Тут раскрывается образ убитой персияночки. Она приходит во сне к главному герою, и он переосмысляет многие фрагменты из первой и второй части произведения.
Главный герой чувствует, что оказался бессердечным, а его сердце превращается в осколок стекла. Девушка его соблазнила своей красотой, а он поддался искушению. И поэтому получила она возмездие в виде гибели от его же руки.
Также тут предстает и конфликт атамана со своими казаками. Но что интересно, первоначально он возник на фоне религиозных недомолвок и только потом уже из-за персиянки. А после того, как главный герой убивает девушку он сам же называет казаков «нехристями». И уже в самом финале погибшая девушка предстает в качестве божьей матери. И этот финал как будто предвещает конец самого Степана Разина.
Автор удачно отразила в главном герое весь несокрушимый дух русского народа, его бунтарский характер и возможности, которые он может реализовать в любой момент. Так Степан Разин стал в этом стихотворении не просто героем, а олицетворением русской души.