Смысл романа «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго или как любовный четырехугольник может разрушить жизнь всех

Иллюстрация к роману Собор Какой смысл

Одним из главных творцов мировой литературы по праву считается Виктор Гюго, который подарил миру массу прекрасных произведений. Одним из таких является «Собор Парижской Богоматери», о котором сегодня и пойдет речь.

Так что сегодня рассмотрим краткую историю создания романа, а также главных персонажей, проблематику и смысл произведения. Усаживайтесь поудобнее, возьмите себе что-то вкусненькое, а мы начинаем!

История создания романа

Собор Парижской Богоматери
Фото: fb2-epub.com

На фоне нескольких революций и кровопролитных сражений, французское общество было крайне разобщено и духовно потеряно. Олицетворением своеобразного упадка стал Собор Парижской Богоматери, который еще со времен империи требовал реставрации, пребывал в плачевном состоянии. Именно он стал для Гюго памятником потерянных мечтаний французского народа.

В 1828 году автор приступил к написанию произведения, а в 1831 году книга впервые появилась на прилавках.

Любопытно, что первичный вариант романа Гюго потерял в суматохе очередной революции. Его сильно торопил издатель. Поэтому автор работал над произведением, не выходя из дома.

Действующие лица романа

Обложка романа
Фото: ozon.ru

Кратко рассмотрим основных персонажей произведения:

  1. Эсмеральда – это светлая и чистая девушка, которую воспитали цыгане. Ею правят чувства, а не разум. Верит в судьбу. По наивности и из-за неспособности разбираться в людях, девушка отдала сердце Фебу, что и привело ее к смерти.
  2. Квазимодо – внешне это глухой и уродливый звонарь, он кажется нелюдимым и грубым. Однако на поверку оказывается с тонкой душевной натурой. За всю жизнь он не видел добра ни от одного человека, и только Эсмеральда была к нему добра. За это парень и полюбил ее.
  3. Клод Фролло – это мрачный и строгий архидиакон, который воспитал всеми брошенного Квазимодо. Он посвятил всю свою жизнь служению Богу, но все меняется после встречи с Эсмеральдой. Когда девушка ему отказывает, Клод ее ненавидит и обрекает на смерть.
  4. Феб де Шатопер – капитал королевских стрелков. За внешней красотой и шиком скрывается духовная пустота, лицемерие и забота только о собственном материальном состоянии.

Проблематика

Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери» поднимает несколько проблем, которые достойны упоминания.

Книга "Собор Парижской Богоматери"
Фото: ozon.ru

Поговорим о них подробнее:

  1. Безнравственность – Гюго показывает читателям атмосферу в обществе и стране, которая царила во Франции в XIX веке. Причем это касается не только нищих, но аристократии и королей.
  2. Борьба Добра со Злом – в романе незримо идет борьба между двумя извечными началами. Большинство персонажей имеют как положительные, так и отрицательные качества. Соответственно, они поступки делают такие же. В конце становится понятно, что границы между добром и злом максимально неразличима.
  3. Нищета – это следствие неравенства сословий во Франции. Гюго не стеснятся подробно описывать трущобы и ужасное положение простых парижан на фоне богатств, в которых купается привилегированное сословие.
  4. Предубеждение – на примере Эсмеральды и Квазимодо Гюго показывает, как в обществе действует уравниловка. Люди даже не пытаются понять тех, кто отличается от привычного шаблона. Напротив, они сразу навешивают ярлык, который для них удобен.
  5. Неравенство – во французском обществе нет единства, и каждый человек точит зуб на своего соседа. Элита ненавидит простой народ, и трудяги недовольны высоким положением господ и их эксцентричными поступками.

Основная идея

Гюго играет со временем не для исторических экскурсов, но чтобы провести параллели между Францией прошлой и его нынешней – униженной, разбитой и слабой. Он верит, что мрак средневекового абсолютизма сможет развеять простой народ, который встанет на смертный бой за свои права и свободы.

В тоже время автор показывает неоднозначность каждого человека, его души и жизни в целом. Так, настоящая и чистая любовь может прийти с совершенно другой стороны, и не обрамленная красотой/богатством, а в грязной рубахе и с перекошенным лицом.

Notre Dame de Paris Иллюстрация романа
Фото: Pinterest

На этом наша статья подошла к концу. Если у вас остались вопросы или есть предложения, обязательно пишите их в комментариях. А на этом у нас все. Мирного вам неба над головой и до скорых встреч на страницах новых статей!

Оцените статью
Добавить комментарий