Автор-рассказчик – это один из главных героев романа «Евгений Онегин», про которого многие попросту забывают. Однако именно от его лица ведется повествование в произведении. Этот персонаж регулярно дает личные характеристики действиям других героев, проясняет читателям ключевые моменты, описывает нравы тогдашнего времени.
Именно из-за роли автора в произведении нам и важно разобрать его образ, дать релевантную характеристику. Так что этим сегодня и займемся.
А если вы «плаваете» в сюжете «Евгения Онегина», рекомендуем наше краткое содержание.
Портрет героя
Начнем наш разбор с художественного портрета. Автор с первых минут «экранного времени» выступает в роли близкого товарища Евгения Онегина. Рассказчик прекрасно знает образ жизни молодого человека, мотивы его поступков и характер в целом.
Онегин, добрый мой приятель…
Дальше становится понятно, что между героями много общего. Например, оба разочаровались в высшем свете и людях в целом, обожглись с любовью к женщинам, отвернулись от себе подобных. Однако сам автор все же подчеркивает определенные различия с Онегиным.
«Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время…
…Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей
На самом утре наших дней».
«Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной…»
Главная черта художественного портрета автора – это принадлежность к писательской когорте творческих людей.
«…Хотел писать — но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его,
И не попал он в цех задорный
Людей, о коих не сужу,
Затем, что к ним принадлежу».
Автор также нам сообщает, что определенное время он жил в столице империи, однако позже перебрался в деревню, чтобы быть ближе к настоящему и живому.
«Я наслаждаюсь дуновеньем
В лицо мне веющей весны
На лоне сельской тишины!»
Рассказчик также признается в большой любви и привязанности к Москве. Ему нравится этот город и он скучает по нему, вспоминает массу приятных событий, которые произошли с ним там.
«Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!»
Внешность и характер
На момент начала романа рассказчику около 30 лет.
«…Ужель мне скоро тридцать лет?»
Поступки и черты характера
Будучи юношей, рассказчик очень любил участвовать в балах, на которых неоднократно открывал свое сердце девушкам. Однако со временем его энтузиазм поутих, как и любовный пыл.
«Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма…»
«…Я это потому пишу,
Что уж давно я не грешу».
Автор вполне справедливо признается в том, что в юности много времени отдал пустым забавам и балам. Вполне справедливо, что в этом он очень похож на Онегина.
«Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил…»
Характер у автора крайне страстный и эмоциональный. Он сам признается, что легко может с головой уйти в любовь к красивой женщине.
«Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд;
Люблю их ножки…»
Рассказчик в одном из отрывков обсуждает женские прелести, и признается, что для него красивее всего не грудь или ланиты, а женские ножки.
«Дианы грудь, ланиты Флоры
Прелестны, милые друзья!
Однако ножка Терпсихоры
Прелестней чем-то для меня…»
Автор также несколько раз за роман вспоминает прекрасную женщину, которая забрала его сердце в юности.
«Ах! долго я забыть не мог
Две ножки… Грустный, охладелый,
Я всё их помню, и во сне
Они тревожат сердце мне».
«Мне памятно другое время!
В заветных иногда мечтах
Держу я счастливое стремя…
И ножку чувствую в руках;
Опять кипит воображенье,
Опять её прикосновенье
Зажгло в увядшем сердце кровь,
Опять тоска, опять любовь!..»
В контексте этого он продолжает, что имел негативный любовный опыт. Возможно, именно эта прекрасная особа отказала ему, либо была слишком ветреной, несерьезной, развратной.
«…Вздыхать о сумрачной России,
Где я страдал, где я любил,
Где сердце я похоронил».
«Я вспомню речи неги страстной,
Слова тоскующей любви,
Которые в минувши дни
У ног любовницы прекрасной
Мне приходили на язык,
От коих я теперь отвык».
Рассказчик также сокрушается касательно возросшего ума девушек в высшем свете. По его словам, раньше с ними было намного веселее, когда было меньше ума, но больше очарования и легкости. Поэтому на его вкус намного привлекательнее и женственнее кокетки.
«И правда то, что в наши лета
Довольно скучен высший тон;
Хоть, может быть, иная дама
Толкует Сея и Бентама,
Но вообще их разговор
Несносный, хоть невинный вздор;
К тому ж они так непорочны,
Так величавы, так умны,
Так благочестия полны,
Так осмотрительны, так точны,
Так неприступны для мужчин,
Что вид их уж рождает сплин…»
Автор признается, что ему непривычна и даже, в некоторой степени, неприятна язвительность Онегина. Сам рассказчик выступает довольно тонким и деликатным человеком, который в разговоре не пытается кого-то задеть.
«Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке, с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм».
По своему характеру, рассказчик очень сентиментален и романтичен. Поэтому он восторгается простотой жизни в деревни (попробовал бы он горбатиться так, как крепостные), красотами живой природы.
«Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! я предан вам душой…»
«Я был рождён для жизни мирной,
Для деревенской тишины…»
Автор также сетует на то, что забросил написание стихов, когда был безнадежно влюблен в даму. Он также признается, что наивысшие минуты вдохновения возникают только на фоне серьезных душевных переживаний.
«Любви безумную тревогу
Я безотрадно испытал.
Блажен, кто с нею сочетал
Горячку рифм: он тем удвоил
Поэзии священный бред…
…Но я, любя, был глуп и нем».
При этом рассказчик начинает писать только после того, как страсть и похоть в его душе несколько улеглись, и мука улетучилась.
«Прошла любовь, явилась муза,
И прояснился тёмный ум.
Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум;
Пишу, и сердце не тоскует…»
По отношению к себе рассказчик крайне строг и самокритичен. Когда он пишет произведение, он внутреннее готов к самой жесткой критике. Однако из принципа ничего не меняет в сюжете, так как считает, что это лишнее.
«…Пересмотрел всё это строго:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу.
Цензуре долг свой заплачу
И журналистам на съеденье
Плоды трудов моих отдам:
Иди же к невским берегам,
Новорождённое творенье,
И заслужи мне славы дань:
Кривые толки, шум и брань!»
Именно в писательстве автор видит труд всей своей жизни, и за счет великих творений он хочет оставить после себя хотя бы какой-то след на Земле .
«…Без неприметного следа
Мне было б грустно мир оставить.
Живу, пишу не для похвал;
Но я бы, кажется, желал
Печальный жребий свой прославить,
Чтоб обо мне, как верный друг,
Напомнил хоть единый звук».
Прожив немало лет и став более мудрым, автор позволяет себе часто философствовать о жизни, о радости и грусти, которые мимолетны на фоне прожитых лет.
«Покамест упивайтесь ею,
Сей лёгкой жизнию, друзья!
Её ничтожность разумею
И мало к ней привязан я…»
Писатель – это большой поклонник русского языка во всем его многообразии и самобытности. Он огорченно говорит, что девушки в высшем свете, да и сама Татьяна Ларина, слишком плохо знают родной язык, и постоянно общаются на французском.
«Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю….»
«Итак, писала по-французски…
Что делать! повторяю вновь:
Доныне дамская любовь
Не изьяснялася по-русски,
Доныне гордый наш язык
К почтовой прозе не привык».
Жизнь научила автора тому, что нельзя полагаться на дружбу и расположение других людей. Поэтому он пришел к выводу, что по-настоящему рассчитывать, доверять и любить можно только себя.
«Кого ж любить? Кому же верить?
Кто не изменит нам один?..
…Трудов напрасно не губя,
Любите самого себя,
Достопочтенный мой читатель!
Предмет достойный: ничего
Любезней, верно, нет его».
Рассказчик честно признается, что у него есть слабость к винам хорошей марки. Он пьет не для удовольствия, но чтобы взбодриться.
«Вдовы Клико или Моэта…
…Меня пленяло: за него
Последний бедный лепт, бывало,
Давал я. Помните ль, друзья?
Его волшебная струя
Рождала глупостей не мало,
А сколько шуток и стихов,
И споров, и весёлых снов!»
Автор, несмотря на сожаление о недостатках, очень любит Евгения Онегина и Татьяну Ларину.
«Простите мне: я так люблю
Татьяну милую мою!»
«… Хоть я сердечно
Люблю героя моего…»
Тридцатилетний рассказчик с грустью говорит нам о том, что времена его юности прошли, и больше никогда не будет той свежести и ясности в жизни. Однако он морально готов закрыть эту страницу, перевернуть ее и начать жизнь с нового листа.
«Мечты, мечты! где ваша сладость?
Где, вечная к ней рифма, младость?..
…Ужель и впрямь и в самом деле
Без элегических затей
Весна моих промчалась дней
(Что я шутя твердил доселе)?
И ей ужель возврата нет?
Ужель мне скоро тридцать лет?»
«Так, полдень мой настал, и нужно
Мне в том сознаться, вижу я.
Но так и быть: простимся дружно,
О юность лёгкая моя!
Благодарю за наслажденья,
За грусть, за милые мученья,
За шум, за бури, за пиры,
За все, за все твои дары…
…Довольно! С ясною душою
Пускаюсь ныне в новый путь
От жизни прошлой отдохнуть».
Воспитание
Автор признается, что получил довольно поверхностное образование, как и его товарищи-дворяне. Впрочем, даже такого уровня достаточно, чтобы высоко быть оцененным в высшем обществе.
«Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть».
Рассказчик «получил корочку» в лицее, где впервые почувствовал тягу к поэзии.
«В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал…
…Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И сердца трепетные сны».
Автор = Пушкин или нет?
Образ автора в романе «Евгений Онегин» уникален своей индивидуальностью и самобытностью. Перед нами не безликое существо, которое пересказывает увиденное на страницах романа, но живой человек со своими мыслями, принципами и историей.
Можно сказать, что это полноценный герой, который дружески относится к главным персонажам романа, дает советы, размышляет о смысле жизни, высшем свете и любви.
При этом портрет рассказчика до конца не раскрыт, так как мы не знаем ничего о внешности, имени и фамилии.
Однако по определенным признакам можно догадаться, что перед нами сам Пушкин, который решил увековечить слепок своего существа в произведении. Примерно об этом же говорил и сам Белинский в своей критике романа.
Подсказками нам послужит обучение в лицее, жизнь в Петербурге и Москве, любовь к поэзии, а также разочарование в высшем обществе и переезд в деревню, взгляды на жизнь.
По философским размышлениям автора мы понимает, что это умудренный жизнью человек, который уже пережил сладость любви и горечь предательства. Однако печальный опыт не заставил его закрыться от всего мира, так как рассказчик все же признается в любви всем вокруг, видит во всем прекрасное начало, как это делал Владимир Ленский.
Автор с иронией отзывается о тех чертах характера в высшем обществе, которые претят его натуре. Это пошлость, меркантильность, разврат и лицемерность.
Будучи от природы довольно сентиментальным и жизнерадостным человеком, герой призывает своих читателей ценить каждый момент в своей жизни, сполна его смаковать.
А что вы думаете по поводу личности рассказчика в романе «Евгений Онегин»? Похож он на самого Пушкина или нет?
Думаю, вам есть, что сказать на этот счет. Так что будем рады вашим мыслям в комментариях.
А у нас на этом все. Так что мирного вам неба над головой!