Роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза», опубликованный в 2015 году, сразу привлек внимание критиков и читателей. Вокруг него разгорелись настоящие споры — считать роман новым словом в русской и татарской литературе, или это просто политическое произведение, желание писательницы угодить российской власти.
История публикации
Однако далеко не сразу Гузель Яхина смогла ворваться в литературный мир со своим романом. Он был полностью написан и отредактирован еще в 2014 году, писательница отправляла его в 11 изданий, но лишь в одном главный редактор решил опубликовать отрывок из произведения. Это был журнал «Сибирские огни». Вот тогда, увидев свет, найдя своего читателя и недругов, произведение привлекло внимание общественности — в основном, из-за своего социального и политического настроения острого характера. И хотя сама Яхина пишет и говорит в интервью, что считает роман, в первую очередь, психологическим, литературное сообщество имеет иную точку зрения: основная направленность — резкая критика советского режима, в особенности же, отношение советской власти к национальным меньшинствам, проживающим на территории страны.
В 2015 году, в год выпуска полного издания романа, он был удостоен премий «Большая книга», «Ясная поляна» и «Книга года». На данный момент, произведение переведено более чем на 40 языков.
История создания
Книга имеет историческую основу. Изначально тема переселения татар в 1930-е годы привлекла внимание Яхиной, потому что ее родная бабушка лично пережила этот процесс и рассказывала Гузель о тех испытаниях, которым подверглась она и жители деревни, где она родилась.
Сначала писательница хотела взять историю бабушки и сделать ее главной героиней, но позже несколько изменила концепцию. В финальном варианте произведения остались лишь пара историй, услышанных от бабушки, и один персонаж — старуха Упыриха, построенным по рассказам родственницы. Остальные материалы для своей книги Гузель Яхина взяла из мемуаров, воспоминаний и документальных материалов людей, переживших переселения, побывавших в ГУЛАГе и т.д. В общем, создание романа заняло почти три года, из которых два года писательница собирал необходимый материал по архивам, а в течение 8 месяцев оформляла все в оконченное произведение. В начале работы книга задумывалась как киносценарий для Московской школы кино, но затем работа получила развитие. Кроме изменения жанра произведения поменялись и основные мотивы, и даже сюжет. Но именно из-за того, что первоначальный вариант имел сценарную направленность, то и конечный получился весьма кинематографичным.
Эпоха, описанная Гузель Яхиной в «Зулейха открывает глаза», занимает 1930-1946-е годы, а маршрут главной героини Зулейхи Валиевой повторяет путь, проделанный бабушкой автора: Казань-Красноярск-спецпоселение на Ангаре. Городок для переселенных татар в книге носит название Семрук, в реальной жизни это поселение также существовало, но под другим названием: Пит-городок. Бабушка Гузель до сих пор вспоминает, как он выглядел, помнит, как приехали на пустой берег Ангары и первое время жили в землянках, наскоро сложенных — лишь бы не умереть от холода. Лишь спустя время они смогли построить настоящий дом для всех, позже появилась работа на золоторудном комбинате.
Сейчас Пит-городка нет ни в материальном плане, ни на картах страны. В 1994 году поселение полностью снесли, а с 1997 года перестали указывать и на картах, однако все, кто жили там хотя бы какое-то время, по-прежнему приезжают к месту, где стояло поселение, и посещают кладбище или просто вспоминают ушедшее.
Бабушке писательницы было 7 лет, когда она приехала в спецпоселение, и прожила она там 16 лет. Главную героиню Гузель Яхина сделала молодой 30-летней женщиной, у которой убили мужа еще в родном поселении. В татарский городок пришли представители новой власти, убили мужа главной героини, а ее саму отправили на строительство города на Ангаре. Так эта малограмотная женщина осталась совсем одна в целом мире в незнакомом месте, буквально посреди пустой тайги. Неудивительно, что больше всего ненависти она испытывает к символу новой власти — огромной розовой карте СССР, висящей прямо на стене.
Именно с этой сцены изначально и начинался роман: Зулейха смотрит на огромную карту страны и понимает, насколько она сама мала по сравнению с этой империей, позже сцена была перенесена.
Самой сильной сценой писательница считает момент, когда баржа с переселенцами, закрытыми в трюмах, тонет прямо на глазах главной героини. Эта история, рассказанная бабушкой автора, именно она воспроизвела сильнейшее впечатление на девочку и врезалась в память на всю жизнь.