Краткая история создания поэмы «Василий Теркин» Твардовского

Краткая история создания поэмы "Василий теркин" Твардовского История создания

«Василий Теркин» — самое известное произведение Александра Трифоновича Твардовского. Оно получило всесоюзную популярность, потому что отличалось от прочих текстов о войне невероятной искренностью и простотой сюжета. Это позволяло любому фронтовику найти «себя» в поэме, а любому обычному человеку — пропустить все события через себя. Но как автор смог добиться такой проникновенности? Все объясняется историей создания книги.

Появление замысла

Образ Теркина появился еще в 1939-1940 годах. Тогда Твардовский начал набрасывать первые сцены с его участием. Во многом этом помог опыт работы в газете «На страже Родины», где он трудился во время советско-финской войны. В создании образа участвовали и его коллеги: художники Брискин и Фомичев, поэты Щербаков, Тихонов, Солодарь и даже Маршак.

Все они считали родившийся образ удачным, так как он сочетал в себе черты идеального русского воина и патриота, что во времена расцвета соцреализма было особенно актуальным. Кстати, первое произведение, в котором есть Теркин — это не сама поэма, а брошюра «Вася Теркин на фронте». Она была выпущена в 1940 годах и выдавалась бойцам за особые заслуги.

Работа над произведением

После публикации и всенародного успеха брошюры Твардовский решил, что историю Теркина надо развивать. Но планам помешала война: в 1941-1942 писатель воевал и работал в горячих точках. Лишь во второй половине 1942 он смог приехать в Москву и начать работать над поэмой, главная цель которой заключалась в поднятии боевого духа советских солдат. Он создавал текст постепенно, пользуясь своими полевыми заметками и рассказами других фронтовиков. Именно плавные темпы работы над «Василием Теркиным» привели к перерывам в публикации произведения.

Публикация

Первые главы поэмы «Василий Теркин» Александра Трифоновича Твардовского были обнародованы 4 сентября 1942 года. Опубликовали их в газете Западного фронта «Красноармейская правда». После того, как поэма стала самым обсуждаемым произведением среди фронтовиков, ее перепечатали всесоюзные газеты («Правда», «Знамя» и «Известия»). А еще отрывки из поэмы декламировали по радио главные дикторы Советского Союза — Юрий Левитан и Дмитрий Орлов. Это позволяло популяризировать «Василия Теркина» как в тылу, так и на линии фронта.

Поэма в 1943 году продолжала сохранять популярность. Это привело к нескончаемому потоку писем, просящих о продолжении истории. Но заниматься поэмой Твардовский не хотел: он столкнулся с тяжелым творческим кризисом, обусловленным давлением цензоров. Они были недовольны малой ролью партии в жизни героев произведения.

Да, искренность и народность творчества Твардовского противоречила пропаганде. Однако условия творческой работы в СССР вынуждали отказываться от принципов. Тогда писатель внес некоторые правки в текст, а также поменял финал. Закончено оно было как раз к концу войны, в 1945 году. Последняя глава под названием «В бане» была завершена еще в марте.

Судьба поэмы

Во многом успех произведения связан с тем, что каждая глава представляет собой суверенное и завершенное произведение. А в совокупности они создают трогательную историю о советском солдате и его друзьях. Необычная композиция и высокоморальный посыл позволили Твардовскому получить Сталинскую премию — самую престижную в области литературы в те годы — за «Василия Теркина».

Не многие знают, но поэма могла получить такое желаемое продолжение. Оно называлось «Теркин на том свете» и начало разрабатываться еще в 1944 году. Поэма включала в себя отрывки, не прошедшие цензуру. Она была гораздо более сатиричной, чем первая часть. Не удивительно, что цензурные органы не пропустили и ее. К тому же, 23 июля 1954 года Твардовский подвергся осуждению со стороны Никиты Хрущева за подготовку к публикации столь вольного произведения.

Только в 1964 году, когда проходила кампания против культа личности Сталина, вторая часть «Василия Теркина» опубликовалась в «Известиях», но в сокращенном виде. Возможно, если бы режим в стране был более мягким, произведение имело бы совершенно другой смысловой окрас. Но сомневаться не нужно в одном: оно бы все еще было пропитано характерной для Александра Трифоновича искренностью и гордостью за отвагу советских солдат

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Какой смысл
Добавить комментарий

  1. Жанна

    Почто в названии фамилию Теркина с маленькой буквы прописали ? Обидно за литературного героя (((

    Ответить
    1. Admin автор

      поправил. Спасибо!

      Ответить