Гениальный человек гениален во всём. Многие согласятся, но найдутся и те, кто возразят другой известной фразой, что гений — это девяносто девять процентов труда и всего один процент таланта. На первый взгляд, Леонардо да Винчи – воплощение идеального человека искусства и науки. Поглощённый экспериментами, перфекционист до мозга костей, он целиком и полностью отдавался любому делу, за которое брался, и не ограничивал полёт мысли. Для него не было ничего невозможного — только то, что ещё предстоит изобрести.
Был ли Леонардо да Винчи одарённым человеком с самого рождения? Сомневаться не приходится. Но все его новшества, чудеса инженерной мысли, невероятные литературные творения, превосходные картины и открытия в медицине стали результатом тяжёлой и упорной работы, которой он занимался в ущерб личной жизни, отказываясь от обычных человеческих радостей и урезая время для сна.
За его спиной осталось множество поражений, незаконченных картин и провальных проектов — Леонардо пытался механизировать все процессы на кухне, но придуманные машины получались намного сложнее, чем от них требовалось. Орехи предполагалось колоть упряжкой из трёх лошадей, а соус взбивать в огромной бочке с два человеческих роста.
С живописью всё обстояло ещё запутаннее. Сегодня свойства красок хорошо изучены, информацию обо всех видах грунта можно отыскать в интернете, анатомию узнать в классе художественной школы, а не резать собственноручно трупы и бояться обвинений в колдовстве. Леонардо же фактически продвигался впотьмах, шёл вперёд на ощупь и постоянно возвращался к предыдущим работам, если появлялась возможность их улучшить.
«Святой Иероним в пустыне» — картина Леонардо, незавершённая из-за поспешного отъезда, в которой через несколько лет после её создания он исправил ошибку. В те года он занялся вскрытием мёртвых тел и обнаружил, что изобразил Иеронима анатомически неверно. Нет предела совершенству — новые знания часто вскрывают старые заблуждения, но иногда попытки что-то улучшить приводят к печальному результату. Фреска «Битва при Ангиари» была заброшена из-за неудачных экспериментов с грунтом и красками, а потом и вовсе утрачена.
Знаменитая «Мона Лиза» — произведение позднего периода творчества Леонардо да Винчи, многие исследователи считают, что он вносил изменения до последних дней жизни. В тысяча пятьсот шестнадцатом году великий художник, навсегда уезжая из Италии, забрал эту картину с собой, как и несколько других, которые ценил больше всего. Сегодня «Мона Лиза» завораживает загадочной улыбкой миллионы людей — кто-то просто наслаждается её красотой, а кто-то развлекается, выискивая в аккуратных мазках секретный шифр.
Точная дата написания неизвестна — началом работы над картиной обычно считают тысяча пятьсот третий год. Современники свидетельствовали о захватившей художника страсти — если раньше он пренебрегал заказами, ставя на первое место исследования и сам творческий процесс, и не считал предосудительным бросить незаконченную работу, чтобы последовать за вдохновением, то к «Моне Лизе» испытывал особую симпатию. Она стала венцом его творчества — образцом того, как живопись переносит на холст природу в её мельчайших деталях и тонкостях.
До сих пор ведутся споры, кто был моделью. Самая распространённая версия — на картине изображена третья жена флорентийского торговца шёлком Дель Джокондо, который был меценатом. Эта информация упоминается в первой биографии художника, написанной анонимным автором, и более поздние труды опираются на неё. Некоторые учёные сомневаются в истинности этих данных и угадывают в чертах «Мона Лизы» то Изабеллу Арагонскую, то Чечилию Галлерани, то Салаи, ученика и предполагаемого возлюбленного Леонардо.
Главными причинами сомнений являются особая техника живописи, характерная для последних лет жизни художника, — в те годы он уже жил во Франции и никаким образом не имел возможности встретиться с Дель Джокондо — и тяжёлая работа над фреской «Битва при Ангиари». Но дело в том, что Леонардо зачастую трудился над несколькими работами разом — картинами, инженерными проектами, книгами, а склонность к необычному стилю прослеживается и по более ранним его произведениям. Он не акцентировал внимание на тенях, создавая иллюзию, что изображённый человек одновременно находится и в окружающих его пейзажах, и где-то вовне, словно в другом измерении, окружённый едва заметным свечением.
Сегодня «Мона Лиза» знакома, наверное, почти каждому человеку в мире — окутанная флёром таинственности, с увлекательной историей, в которой много пробелов, невероятно прекрасная и очаровательная, она завораживает и околдовывает буквально с первого взгляда.