Пьеса «Гроза», анализ которой вы сегодня прочтете, создана известным писателем Александром Островским. На примере изменения семейного уклада жизни автор показывает, какие важнейшие перемены в общественной и политической жизни происходили на территории тогдашней Российской империи. Тоже самое в свое время сделал Чехов, опубликовав пьесу «Вишневый сад», разбор которой уже есть на сайте. Если еще не читали эту статью, сейчас самое время.
Ну а у нас сегодня «Гроза». Так что усаживайтесь поудобнее, возьмите себе что-то покушать, а мы начинаем!
История создания
Островский постепенно пришел к пониманию новой концепции главного героя в своих произведениях. Так, «москвитянские» пьесы сменились более глубокими. Поэтому появление светлой и естественной героини в работе автора – это большое новшество.
Известно, что первые наброски будущего произведения появились у Островского летом 1859 года, в уже к зиме было четкое представление о структуре и проблематике.
Большим толчком к этому стало путешествие по Волге, которое было организовано морским министерством для изучения обычаев коренных народов России.
Город Калинов, который изображен в пьесе «Гроза» – это собирательный образ массы приволжских городов. Островский во время своего путешествия, как опытный исследователь, все увиденное заносил в дневник, что и стало основой для написания произведения.
Смысл названия
Гроза, в понимании Островского, это не только разгул стихии, но и символ упадка, краха и той застойной атмосферы, которая была свойственна массе провинциальных городков России.
Однако только со смертью главной героини Катерины, которая ушла на тот свет в грозу, у массы людей кончается терпение – сын восстает против матери, молодые люди сбегают, а у других раскрываются глаза.
Праведный Божий Гнев – это также один из символов грозы, который не разделяет человек прогрессивных взглядов Кулигин. Он про себя думает, что ничего, кроме разряда молнии там не удастся найти, но средневековым людям этого не объяснишь.
Поднимаемые темы и проблематика
Островский в своем произведении «Гроза» придерживается следующих тематик:
- Быт и нравы Калинова – автор концентрируется на описании захолустья провинциальных городков, где люди привыкли жить по старинке и цепляться за прошлое. Обитатели Калинова будто застыли во времени, они полны суеверий и консерватизма, а самодуры не спешат меняться к лучшему. Таковые реалии, по мнению Островского, и мешают России встать на рельсы процветания и мирового господства.
- Любовь и семья – это важная тема, которая показывает нам, как личность меняется и формируется под воздействием окружающей среды и взрослых вокруг. Например, Катерина выросла прогрессивной и свободолюбивой благодаря своим родителям, а ее муж Тихон стал бесхарактерным только из-за тирании матери над ним.
- Грех и покаяние – героиня, которая предавалась запрещенной любви с другим, решила все таки открыться и покаяться в своих грехах перед мужем и свекровью. С точки зрения христианской веры, именно такое поведение полностью оправдывает ее, и избавляет от греха.
Гроза Островского, о чем мы уже говорили, полна конфликтов. Автор концентрирует внимание читателей на такие проблемы:
- Самодурство –русскому писателю претит самодурство, которое он переносит в разряд психологических явлений. Яркие представители – это Дикий и Кабанова. Эти люди намеренно играют с судьбами своих подчиненных, вытаптывая зачатки индивидуальности и свободомыслия. Из-за их ограниченности и тирании молодое поколение вырастает таким же порочным.
- Слабость, повиновение и эгоизм – автор говорит, что из-за этих качеств у молодого поколения, Тихон, Борис и Варвара потворствуют своим мучителям, и позволяют им ломать свою жизнь.
- Противоречивость русского характера – Островский показывает на примере глубоко верующей Катерины, как женщина может в поисках и обретении решиться на измену, после совершить добродетель, признавшись в содеянном, а затем покончить жизнь самоубийством.
- Невежество – все жители Калинова глупы и верят гадалкам, а не просвещенным ученым и профессионалам, которые потратили годы на получение знаний. Мировоззрение провинциального люда обращено в прошлое и они страшно консервативны.
- Трагедия совести – практически все главные персонажи пьесы «Гроза» идут на сделку с совестью. Например, Тихон должен принять решение во время нападок матери на его жену – встать на защиту или промолчать, а Катерина сближается с Борисом, прекрасно понимая в глубине души, что совершает грех.
Смысл произведения «Гроза»
Автор убежден, что в стремлении к свободе нет ничего постыдного, наоборот, это должно стать краеугольным камнем русского народа. Тяга к прекрасному, новому и более прогрессивному не должны быть разрушены небольшими неудачами в жизни, а также самодурством старшего поколения. Поэтому свои взгляды и убеждения нужно отчаянно отстаивать, чтобы заслужить право прожить жизнь намного более хорошую, чем предки. Такие идеи отражены в мыслях и поступках Кулигина, который стал своеобразным рупором самого Островского.
Авторская позиция в пьесе «Гроза» ясна – Катерина не права, что избрала такой способ убежать от проблем. Однако у нее были прекрасные задатки для того, чтобы добиться в жизни многого. Кабаниха в своей закостенелости и консерватизме также не права. У нее получилось отчасти сохранить традиции, однако это только продлило падение уровня жизни и мысли у русского народа.
Несмотря на довольно мрачный финал, Островский верит, что у русского народа есть все, чтобы сбросить с себя оковы самодурства и невежества. Именно в этом смысл произведения «Гроза» –показать людям, что можно и нужно жить по-другому ради будущего страны и всего русского народа.
Как мы увидим далее, призыв все же достиг нужных ушей, и общество постепенно стало прозревать, что вылилось в огромные социальные катастрофы. Однако время, когда можно было перестроить общество относительно безболезненно, осталось в поколении Островского, возможно, его родителей.
На этом наш анализ произведения «Гроза» подходит к концу. Если у вас остались вопросы или есть предложения, обязательно пишите их в комментариях. Мирного вам неба над головой и до скорых встреч на страницах новых статей!