Одним из главных творцов мировой литературы по праву считается Виктор Гюго, который подарил миру массу прекрасных произведений. Одним из таких является «Собор Парижской Богоматери», о котором сегодня и пойдет речь.
Так что сегодня рассмотрим краткую историю создания романа, а также главных персонажей, проблематику и смысл произведения. Усаживайтесь поудобнее, возьмите себе что-то вкусненькое, а мы начинаем!
История создания романа
На фоне нескольких революций и кровопролитных сражений, французское общество было крайне разобщено и духовно потеряно. Олицетворением своеобразного упадка стал Собор Парижской Богоматери, который еще со времен империи требовал реставрации, пребывал в плачевном состоянии. Именно он стал для Гюго памятником потерянных мечтаний французского народа.
В 1828 году автор приступил к написанию произведения, а в 1831 году книга впервые появилась на прилавках.
Любопытно, что первичный вариант романа Гюго потерял в суматохе очередной революции. Его сильно торопил издатель. Поэтому автор работал над произведением, не выходя из дома.
Действующие лица романа
Кратко рассмотрим основных персонажей произведения:
- Эсмеральда – это светлая и чистая девушка, которую воспитали цыгане. Ею правят чувства, а не разум. Верит в судьбу. По наивности и из-за неспособности разбираться в людях, девушка отдала сердце Фебу, что и привело ее к смерти.
- Квазимодо – внешне это глухой и уродливый звонарь, он кажется нелюдимым и грубым. Однако на поверку оказывается с тонкой душевной натурой. За всю жизнь он не видел добра ни от одного человека, и только Эсмеральда была к нему добра. За это парень и полюбил ее.
- Клод Фролло – это мрачный и строгий архидиакон, который воспитал всеми брошенного Квазимодо. Он посвятил всю свою жизнь служению Богу, но все меняется после встречи с Эсмеральдой. Когда девушка ему отказывает, Клод ее ненавидит и обрекает на смерть.
- Феб де Шатопер – капитал королевских стрелков. За внешней красотой и шиком скрывается духовная пустота, лицемерие и забота только о собственном материальном состоянии.
Проблематика
Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери» поднимает несколько проблем, которые достойны упоминания.
Поговорим о них подробнее:
- Безнравственность – Гюго показывает читателям атмосферу в обществе и стране, которая царила во Франции в XIX веке. Причем это касается не только нищих, но аристократии и королей.
- Борьба Добра со Злом – в романе незримо идет борьба между двумя извечными началами. Большинство персонажей имеют как положительные, так и отрицательные качества. Соответственно, они поступки делают такие же. В конце становится понятно, что границы между добром и злом максимально неразличима.
- Нищета – это следствие неравенства сословий во Франции. Гюго не стеснятся подробно описывать трущобы и ужасное положение простых парижан на фоне богатств, в которых купается привилегированное сословие.
- Предубеждение – на примере Эсмеральды и Квазимодо Гюго показывает, как в обществе действует уравниловка. Люди даже не пытаются понять тех, кто отличается от привычного шаблона. Напротив, они сразу навешивают ярлык, который для них удобен.
- Неравенство – во французском обществе нет единства, и каждый человек точит зуб на своего соседа. Элита ненавидит простой народ, и трудяги недовольны высоким положением господ и их эксцентричными поступками.
Основная идея
Гюго играет со временем не для исторических экскурсов, но чтобы провести параллели между Францией прошлой и его нынешней – униженной, разбитой и слабой. Он верит, что мрак средневекового абсолютизма сможет развеять простой народ, который встанет на смертный бой за свои права и свободы.
В тоже время автор показывает неоднозначность каждого человека, его души и жизни в целом. Так, настоящая и чистая любовь может прийти с совершенно другой стороны, и не обрамленная красотой/богатством, а в грязной рубахе и с перекошенным лицом.
На этом наша статья подошла к концу. Если у вас остались вопросы или есть предложения, обязательно пишите их в комментариях. А на этом у нас все. Мирного вам неба над головой и до скорых встреч на страницах новых статей!