Анализ стихотворения Пушкина «К морю»

Анализ стихотворения Пушкина "К морю" Смысл книги

Первая в жизни встреча с морем стала для молодого Пушкина, которому исполнилось к тому времени двадцать пять лет, настоящим потрясением. К тому же она заставила его задуматься о судьбе другого великого поэта, характер которого был подобен морской бездне.

История создания

Стихотворение «К морю» было написано в 1824 году, в последний год южной ссылки Пушкина. К тому времени он устал от пыльной скуки провинциального Кишинева, нравы которого то забавляли, то бесили поэта, и добивался перевода в шумную космополитическую Одессу, один из самых живописных и перспективных городов Российской империи. Здесь и произошло первое знакомство Пушкина с морем. Хотя его отроческие годы прошли в Царском Селе, а первые годы юности — в Петербурге, он никогда не видел Балтики во всем ее величии. К тому же к этому времени его память обогатилась ассоциациями, связанными с одним из самых вольнолюбивых поэтов Европы, который тоже был влюблен в море. Разумеется, это был Джордж Гордон Байрон, великий английский поэт-романтик, который отправился сражаться за освобождение Греции от турок, но скончался по дороге. Известие о смерти Байрона, которому были лишь 37 лет, потрясло юного Пушкина, тем более что все молодые поэты той эпохи просто бредили Байроном, а его собственный поэтический дар не раз и не два сравнивали с байроновским. Правда, к двадцати пяти годам Пушкин уже «перерос» свой юношеский байронизм и начинал работу над первым из своих больших произведений, написанных в реалистическом духе — «Евгением Онегиным». Тем не менее уважение к английскому собрату он сохранил до конца своей недолгой жизни.

Темы и проблемы

Уподобление человеческой души стихиям, особенно если эта душа такого беспокойного и страстного человека, как Пушкин — прием, который утратил литературную новизну уже в 1820-е годы. Тем не менее это стихотворение производит сильное впечатление даже через двести лет после того, как оно было создано. Это связано и с искренностью поэта, воспринимающего Черное море не только как отражение собственной души, но и как равного себе собеседника, и с мастерством звукоподражания, позволяющим услышать в мерных и звучных строках шум морских волн, и с романтическим ореолом, окружающим юные годы Пушкина и имена людей, с которыми он соприкасался. Одним из таких людей была Елизавета Воронцова — очаровательная и умная супруга генерал-губернатора Новороссии графа Михаила Воронцова, непосредственного начальника молодого Пушкина. Любовь к Воронцовой, помогавшая скрашивать тяготы ссылки, тоже связана для Пушкина с морем — покидая юг и следуя в ссылку в родовое имение Михайловское, он расстается с предметом своей страсти. Воспоминание об этой любви будет действовать подобно компасу, снова и снова обращая мысли Пушкина к берегам Черного моря.

Композиция

Это стихотворение состоит из трех частей — горечи от расставания с морем, самой мятежной, величественной и свободной из всех стихий, воспоминания о чувствах, пережитых поэтом на морском берегу (включая мысли о бегстве, которые тут же победила любовь к Воронцовой) и размышлений о великих людях, судьбы которых тоже были связаны с морем. Это не только Байрон, но и Наполеон, который, как и Пушкин, был приговорен к ссылке и недавно скончался на острове Святой Елены. Прощаясь с морем, поэт признает, что даже бегство не спасло бы его от царящей повсюду тирании, и обещает унести с собой воспоминания о шуме и сверкании морских волн в тишину родных полей и лесов. Каким бы печальным не был опыт ссылки, он обогатил душу поэта и сделал его тем, кем он стал.

Жанр, направление, размер

Эта написанная четырехстопным ямбом лирическая элегия стоит на полпути между романтизмом и реализмом, как и творчество молодого Пушкина, только что расставшегося с юношескими иллюзиями, но не с молодой пылкостью чувств. С одной стороны, романтическая приподнятость повествования и сравнения своей судьбы с судьбами полководца и поэта — настоящих романтических героев девятнадцатого века. С другой стороны, в этом стихотворении Пушкин демонстрирует не только мастерство поэта, умеющего в нескольких строфах показать предстающие перед его воображением картины, но и зрелость мыслей и суждений.

Средства выразительности, образы и символы

Звучание этого стихотворения, полного аллитераций, напоминает мерный рокот морских волн, а метафоры (такие, как упоминание о «прихотях» и «зове» моря, словно речь идет о живом существе) и сравнения (умолкающий шум моря сравнивается с кончиной Байрона и Наполеона, настоящих властителей дум той эпохи) помогают почувствовать то, что происходит в душе поэта, охваченного противоречивыми стремлениями — тягой к свободе и пониманием тщетности бегства, горечью одиночества и радостью от последней встречи с необычным другом и собеседником.

Проблематика и основная идея произведения

Тому, кто оторван от близких и друзей и во всем зависит от послушного царской воле начальства, особенно необходим внимательный и понимающий собеседник, даже если это классический «воображаемый друг». Таким другом для опального Пушкина стало Черное море, к шуму которого прислушиваются все новые и новые поколения поэтов. Как и Пушкин, они слышат в рокоте моря отражения собственных чувств — от порывов к бегству и стремления к свободе любой ценой до горьких мыслей о предопределенности любого мятежа, от бурного восторга до неодолимой усталости и душевной опустошенности. И так будет до тех пор, пока люди продолжают искать родственную душу, даже если этот поиск так же труден, как поиск жемчуга в морской пучине.

Оцените статью
Добавить комментарий