Если неисправимого идеалиста, готового вступить в бой за правду, называют Дон Кихотом, то девушку, живущую в мире своих фантазий и мечтающую о несбыточной любви, чаще всего сравнивают с Ассолью, героиней самого знаменитого произведения Александра Грина. Так делают даже люди, которые не читали «Алых парусов» (хотя их все же меньше, чем людей, знакомых с «Дон Кихотом» лишь по пересказам для детей) и знакомы с этой повестью лишь по советской экранизации 1961 года с молодыми Вертинской и Лановым.
Вот только примерно так же относились к Ассоль и ее соседи, жители рыбачьей деревни Каперна, считавшие саму девушку юродивой дурочкой, а ее отца, старого моряка Лонгрена — тоже не совсем нормальным человеком. Ведь именно он воспитал такую дочь, которая лишилась матери в младенчестве. К тому же и Ассоль и ее отец жили на отшибе и чуждались людей. И потом, помните, как Лонгрен расправился со своим заклятым врагом трактирщиком Меннерсом, который стал причиной смерти молодой жены Лонгрена Мэри? Жители Каперны, наблюдавшие эту сцену собственными глазами, так и не смогли прийти в себя от этого зрелища.
На самом деле Грин ясно говорит, что дочери Лонгрена было дано больше, чем ее деревенским ровесницам, «но на другом языке». Она была не только хороша собой (пусть жители Каперны, обожавшие грубоватых плотных девиц, считали Ассоль дурнушкой), но и умела видеть сокрытую от обычного взгляда суть вещей. Но похоже, что об этом знали только два человека, которым Ассоль безгранично доверяла — ее отец и деревенский угольщик Филипп, к которому тоже относились с пренебрежением как к неисправимому мечтателю и горькому пьянице. Возможно, если бы Лонгрен и его дочь жили в большом городе вроде придуманных Грином Зурбагана или Лисса, девушка нашла бы и других близких ей по духу людей, даже если б их оказалось там совсем немного.
А полюбивший Ассоль Артур Грей, пусть он и сумел стать из мечтательного мальчика настоящим закаленным моряком — тоже «белая ворона». Пусть не настолько как в фильме, где он окончательно порывает со своей семьей, такой же ограниченной в своем снобизме, как живущие в своем мещанском мирке жители Каперны. Интересно, как ему удается возить грузы по своему выбору и не разориться? Наверное, он все же замечательно искусный моряк. В любом случае он больше знает о жизни и больше встроен в реальный мир, чем Ассоль. При этом они остаются настоящими родственными душами, настроенными на одну волну. Едва увидев в лесу спящую Ассоль, Грей понял, что эта девушка с тонкой душой — не чужой ему человек и сразу интуитивно догадался, как сообщить ей о своем появлении. А потом, узнав о детской мечте Ассоль, он выступает в роли настоящего чудотворца и окончательно посрамляет жителей Каперны, увидевших своими глазами, что «безумная Ассоль» все-таки была совершенно права!
Вот в этом и заключается смысл повести Грина, которую сам автор называл феерией, то есть чудесным представлением. Сила человека в том,что он может сам творить чудеса и хоть на мгновение превращать жизнь в чудо, как сделал это капитан Грей. Более того, в своем финальном монологе, который попал и в знаменитый фильм, он говорит, что сотворение чудес и исполнение чужих желаний может изменить отношения между людьми и сделать наш мир хоть самую чуточку лучше,а возможно, и полностью преобразить его.
«Но что же Ассоль?» — спросите вы. Ведь она именно «просто ждала» своего капитана, а еще вела несложное хозяйство отца и помогала ему делать игрушки на продажу. Вообще-то у нее хватало дел, к тому же Ассоль — совсем юная девушка, которой не грех и помечтать. В ее случае мечта детства была тем, что современные психологи называют психологической защитой, верным способом уцелеть в, мягко говоря, недружелюбном окружении. И вообще, если Грей мог круто изменить свою жизнь и отправиться на поиске своего призвания, то для девушки, жившей в мире примерно столетней давности, это было бы очень сложно, почти невозможно. Зато она сумела не озлобиться и сохранить живую душу, что тоже очень трудно и очень важно!