За любым преступлением следует неминуемое наказание. Если не уголовного, то морального толка. Именно эту тему и обыгрывает Достоевский в своём романе.
Чему же может научить этот великий роман? Многие исследователи считают, что Достоевский – тонкий и умелый психолог, способный распознать и показать самые тяжёлые думы в головах людей и в их душах. Главный герой романа – Родион Раскольников – бедный студент, как и его друг Разумихин, живущий в гнетущей комнатушке в нищете, из которой не может вырваться, совершает убийство, сперва оправдывая его тем, что хотел получить деньги, затем тем, что так было бы лучше для людей, ведь старуха жадная и алчная, а потом раскрывая свои истинные намерения. Он хотел проверить свою теорию: тварь он дрожащая или право имеет, а, если быть точным, сможет ли он не испытывать угрызения совести после убийства человека.
Раскольников очень тщательно подходит к будущему действу: продумывает каждый свой шаг, долго планирует свои действия, вплоть до счета шагов от своей комнатушки к дому старухи процентщицы. Его маниакальное желание убить её доходит до абсурда. Он настолько одержим своей теорией, что не хочет останавливаться ни перед чем, и он совершает убийство, но не одного человека, а трёх.
Каждый из героев романа опущен на социальное дно: пьянство, проституция, нищета – всё это окружает героев и живёт внутри них.
Роман учит тому, что нельзя переступить через нравственные нормы. Нельзя безнаказанно убить человека и жить с этим дальше, жить так, будто бы ничего не произошло. Главный герой медленно погружается в пучину отчаяния, измученный тем, что совершил. Его мучения – вовсе не признак раскаяния. Родин воспринимает это как собственную слабость, как доказательство того, что теория не работает: он испытывает тяготы и муки совести от того, что совершил, и со временем перестаёт нормально спать и есть. Он будто бы существует, совершенное деяние давит на него и медленно сводит с ума.
Роман учит тому, что нельзя безнаказанно совершить преступление. За любым противоправным деянием следует неминуемое наказание, и оно настигает и главного героя. Даже если бы он не сдался самостоятельно, у Порфирия были подозрения на его счёт, он был убеждён, что Раскольников – убийца, и, рано или поздно, призвал бы его к ответственности.
Роман учит тому, что нельзя позволять помыкать собой. Соня Мармеладова, одна из героинь романа, всю жизнь работала ради того, чтобы прокормить свою семью, по жёлтому билету, а её отец Семен Мармеладов забирал вырученные деньги и спускал их на выпивку, а она всё прощала и продолжала работать дальше, разрушая не столько своё тело, сколько душу.
В самой идеологии Раскольникова, как и у Свидригайлова, прослеживаются идеи немецкого философа Фридриха Ницше, который в своих трактатах уверял, что Бог мёртв, а человек может стать сверхчеловеком — новым, более совершенным и сильным. Он будет возвышаться над более слабыми, и будет иметь право делать что угодно и не испытывать за это угрызений совести. Именно в такой трактовке идеи философа и представлялись Раскольникову, и именно так Достоевский хотел показать, что это – неправильный путь, что эта идея – несостоятельна и неизбежно ведёт к социальному хаосу. Поэтому Раскольников начинает страдать манией величия и сравнивает себя с Наполеоном в первое время после убийства. Он считает, что смог преступить пределы, смог стать тем, кто может вершить что угодно и не страдать из-за этого. Но наказание всё равно настигает его, доказывая, что он всё ещё имеет человечность и не может не испытывать муки совести.
Роман учит тому, что человек всегда должен быть в первую очередь Человеком. Человечным, нравственным, законопослушным. Какие бы ужасные вещи не происходили в его жизни, убийство никогда не решит проблемы – лишь усугубит их, и самоубийство тоже не лучший выход из ситуации.
Роман учит правильно выбирать жизненные ориентиры, не поддаваться соблазнам, не ставить себя выше общественных, моральных и нравственных норм.
«Преступление и наказание» — глубокий и многогранный роман, и можно вечно спорить о том, раскаялся ли главный герой в своих деяниях или нет, но тот посыл, тот смысл, те уроки, которые показывает роман нельзя отрицать.