Олдос Хаксли — настоящий мастер создания антиутопий, признанный во всем мире. «О дивный новый мир» — это совершенное произведение, в которое автор вложил не только время, но и свою душу. Поэтому именно это произведение всегда лидирует в списках книг-антиутопий. Но почему же «О дивный новый мир» вызвал такой ажиотаж среди любителей чтения? Для понимания этого достаточно лишь узнать концовку произведения, которая поднимает больше общественных тем, чем любое выступление политика. Давайте же мы расскажем вам о концовке произведения «О дивный новый мир»!
Объяснение концовки произведения
Дикарь не может принять общества, созданного Фордом. Вся его искусственность и ненатуральность попросту не укладывается в его голове. «Как так можно жить?», — только этот вопрос появляется в голове Джона-дикаря. Тот всю жизнь провел в племени, он чувствовал радость, боль и сострадание. По-настоящему живым можно назвать только Джона, ведь он смог прочувствовать на себе сладкий и одновременно горький вкус истинной жизни. В его сердце цвели чувства, а не социальные устои. В обществе Джона всегда впереди всего шел человек с его чувствами, а не общая система общества. Можно сказать, что дикарь жил в обществе, которое образовали люди, а не в обществе, которое существует самостоятельно. Это важно понимать, ведь подобные нюансы отлично показывают нам важность отдельного человека в системе. В продвинутом обществе этого просто нет, поэтому его смело можно назвать искусственным.
После отрицания мира вокруг Джон отправляется жить в старый маяк. Здесь Хаксли делает небольшой намек: маяк всегда был ориентиром для всего вокруг. Автор намекает, что именно дикарь должен показать людям истинную жизнь, полную чувств. «Дом света» — ориентир для всех вокруг, который вскоре станет могилой для него. Джон в одиночестве начинает вести достойную человека жизнь. Он самостоятельно выращивает себе еду, молится. Да, его жизнь проста и лишена всех благ цивилизации, однако его жизнь — это жизнь настоящая, а не искусственно созданная.
К сожалению, люди не понимают этого, поэтому во время самобичевания дикаря начинают смеяться и подначивать того к еще большей боли. Такого отношения никто бы не смог вынести, поэтому вскоре Джона обнаруживают повесившимся. И, хотя самоубийство — это самый страшный грех во всех религиях, дикарь не показывается с отрицательной стороны. Наоборот, он стоит высоко над окружающим его обществом. В то время пока все лишь стараются стать частью системы, Джон выходит из нее. Даже его смерть, как бы странно это не звучало, более живая, чем у людей в обществе Форда. Изначально тех приучают к мысли, что каждый рано или поздно умрет, поэтому и самого простого чувства грусти у людей попросту нет. Они черствы, словно хлеб, который пролежал месяц на столе. Их души давно уже умерли, а со смертью Джона они потеряли последний шанс воскреснуть. Таким образом человечество загубило свою возможность вернуться к настоящей жизни. Общество Форда будет существовать еще очень долго, ведь любая его шестеренка с легкостью может быть заменена другой.
В заключение стоит отметить гениальность автора произведения. За все повествование он ни разу прямо не намекнул на правильность как-то формы жизни (общественной или дикой), однако каждый читатель понимает, что истинная только дикая. Человечество сможет сохранить себя только в случае сохранения чувств, страданий, счастья и невзгод. Если полностью отгородить себя от всего этого, то сама личность перестанет существовать. Будет лишь звено системы, заменить которое можно быстро и без последствий. Тогда человечность угаснет навсегда.
Очень однобокая и однозначная трактовка произведения, например — «каждый читатель понимает, что истинная (жизнь) только дикая». Ну нет. Мне, например, это не очевидно. Есть над чем поразмыслить, потому что в любой жизни есть свои преимущества и не только материальные. Если у обитателей цивилизованного мира мозги заплывают жиром, а душа черствеет — это проблема обитателей. В этом мире всегда есть альтернатива (острова) и свободомыслящие люди (Мустафа Фонд — главноуправитель, Гельмгольц Уотсон — друг Бернарда). Просто их, как и в любом обществе, очень немного. И они понимают, что «тащить» всех остальных к некой свободе — затея неблагодарная и обречëнная на провал. Большинству людей гораздо важнее сытое и безопасное существование без самоистязания и поиска смыслов. И это никакая не проблема, а нормальное и естественное состояние любого более-менее стабильного общества.
Дикарь Хаксли с головы до ног набит комплексами. Он боится подойти к понравившейся девушке, считает себя недостойным ее, а когда она сама предлагает ему любовь, паникует, обзывает ее шлюхой, бьет и прогоняет. Уходит из цивилизации, обеспечивающей высокий уровень жизни, не в состоянии в нее вписаться. Не может простить себя за то, что не занялся с ней сексом, из за чего прибегает к аутоагрессии. Зависим от чужого мнения и психически не стабилен. В конце он принимает наркотик, участвует в оргии, а на утро приходит в себя и от стыда вешается. Восхищаться психом? Увольте. Как по мне, он показан с максимально отрицательной стороны. А вот общество… Общество стабильно. Не смотря на лютую жесть, в виде ограничения интеллекта, для некоторых его слоев. Люди не черствы, люди правильно воспитаны. Нет смысла переживать из за смерти — от этого только боль и никакой пользы. Мертвый человек не хотел бы, чтобы его близкие страдали. И то, что любой человек должен быть легко заменен — основа общества. Просто потому, что люди пока увы не вечны. А оставшимся надо продолжать жить и желательно с комфортом.
Трактовка Евгения мне ближе всего.
Каждый мир особенный, общество тоже. Ловила себя на мысли неоднократно, что от читателя требуют то осуждения, то поощрения. И вообще, вполне вероятно, что книга — просто заказ. Это значит, что заранее существует общий план развития общества, который обозначается книгами, вызывающими резонанс в обществе, заставляющие оживать самые странные, по мнению современника автора, фантазии. Чем больше муссируется тема, тем больше энергии вкладывается в эти планы будущего. А поскольку мысль материальна… Люди — пешки, у которых конфискуется энергия на создание мира чужих идей. Пока люди этого не поймут, их будут использовать и дальше.
Вы становитесь заложником игры, которую ведет Система. И в очередной раз забываете принципы, по которым существует наш мир. Забываете, что мир является зеркалом, и необходимо отказаться от привычки смотреть на происходящее и потом выражать свое отношение к нему, а поступать ровным счетом наоборот. Сначала транслировать свет и любовь в зеркало мира, что бы ни происходило в данный момент.
Посмотрите на все проблемы бесстрастно, безучастно, со стороны, с позиции Смотрителя. Как будто вы – исследователь, который изучает экзотическую бабочку через увеличительное стекло. Понаблюдайте и за собой со стороны. Вот вы боитесь, переживаете, плачете, злитесь, пытаетесь решить проблемы, адаптироваться к новому сценарию…
После того, как вы увидите себя в окружении страхов и разрешите себе бояться, вы сможете начать действовать. Страх, как и любой избыточный потенциал, всегда рассеивается в действии. Но действовать надо осознанно, поэтому дайте себе время на то, чтобы понаблюдать за собой и прожить это состояние, эти эмоции.
Что значит «двинуться навстречу своему страху»? Начать совершать конкретные действия. Из трансерфинга.
Автор не читал произведение до конца? Он повесился не из-за подначивания его к «еще большей боли». А из-за того, что на один вечер был втянут в их образ жизни, принял участие в оргии. И стал сам себе противен из-за этого.