Пьеса «Маскарад» считается образцом позднего творчества М.Ю. Лермонтова, хотя сложно делить на периоды литературную деятельность человека, прожившего такую короткую жизнь. Автор писал ее в 1835-36 гг. Произведение неоднократно переделывалась автором, досталось «Маскараду» и от цензуры. Издана же пьеса была через год после его гибели.
Канву пьесы Лермонтов взял из светской хроники Петербурга того времени. Поэт близко сошелся с Василием Энгельгардтом, в чьем доме кипела бурная жизнь столичной богемы. В моде у высшего общества тогда были игра в карты и маскарады.
Именно маскарад, не только в буквальном, но и переносном смысле, стал главным героем пьесы. Собственно маскарад, как костюмированный бал, показан лишь в одной сцене. Картежная игра — не более чем повод для развития сюжета. Но по мысли Лермонтова вся светская жизнь является не более, чем маскарадом, разбросанной по столу карточной колодой.
Никто не показывает своего истинного лица, не проявляет настоящих чувств.
Искренность в тогдашнем высшем обществе считалась моветоном. Однако, прикрыв лицо маской, можно было стать более открытым, поведать о своих истинных чувствах, поделиться откровенным мыслями. А экстраполируя частный случай «лица под маской» на общество, можно понять, что речь идет о низком зле, действующем под маской добра.
Главный герой пьесы Евгений Арбенин – это человек, наделенный взрывным темпераментом, добрый и справедливый по натуре и азартный по характеру. В отличие от большинства персонажей он не лицемерен. Ему чужды светские интриги. Конфликт, описанный в пьесе, случается из-за того, что честный Арбенин требует того же от других, т.е. другими словами, хочет, чтобы они, сорвав маски, показали свои истинные лица. Он пытается действовать, как «Жук в Муравейнике» у братьев Стругацких. Но общество к этому не готово, более того, оно активно выступает против проявления настоящих чувств и искренности.
С точки зрения нравов того времени Арбенин выглядит изгоем. Даже его глубокая, к тому же далеко не безответная, любовь к жене Нине воспринимается окружающими, как притворство. Как может молодая жена любить мужа, который значительно старше его. Нет, здесь только расчет. С ее стороны. А с его – желание вызвать зависть у менее удачливых друзей и знакомых: смотрите, какая у меня красавица жена. Любовь Арбенина к Нине отягощена ревностью, что, в конце концов, приводит к трагическому финалу.
Лермонтов позаимствовал сюжет с мнимой изменой Нины у Шекспира. Хотя Арбенин не так безумен, как Отелло, но подозрения сначала приводят его к преступлению, а затем сводят с ума. Действие пьесы происходит в постоянном развитии и нагнетании страстей. Главный герой по ходу пьесы срывает маски то с одного, то с другого персонажа и обнаруживает то пустоту, то зависть, то злобу, то лицемерие.
Положительных героев в пьесе кроме Арбенина и Нины фактически нет. У каждого есть свои низменные чувства и секреты, основанные на светских сплетнях. А за душой, если приглядеться, пустота, которую помогает скрывать маска добропорядочного человека. Если Арбенин порывист и, не задумываясь, может сказать правду в лицо, то Нина наивна и немного скрытна. Это мешает ей отстоять свою невинность и невиновность перед ревнивым мужем. В результате она погибает.
Узнав всю подоплеку событий, приведших к ужасному исходу, главный герой лишается рассудка. Закономерный финал. Что еще делать человеку, который не может жить в обществе лицемеров и подлецов. Тема «лишнего человека», неоднократно описанная и препарированная многими русскими писателями и поэтами. И название пьесы – это не желание рассказать о маскараде, как о событии, а стремление показать жизнь высшего общества (причем не только в рамках светских мероприятий), как парад масок, скрывающих всё, что можно объединить одним понятием – «зло».
Как пел Андрей Макаревич (разумеется, с сарказмом): «И в радости праздной И в горькой беде Пусть каждый из вас будет верен себе Носите маски Носите маски Лишь только под маской ты можешь остаться собой». Песне, пожалуй, лет 40, но она актуальна по сию пору. Маскарад преследует нас повсюду: в политике, в общественной жизни, да и в личных отношениях далеко не всегда можно понять, кто перед тобой – маска или живой человек.