Первый большой успех к Александру Островскому пришел именно благодаря этой пьесе, опубликованной в журнале «Московит». И публика, и критика оценили ее с восторгом. Чего не скажешь о цензуре…
Смысл названия пьесы Свои люди — сочтёмся Островского
Пьеса Александра Островского «Свои люди – сочтемся», как и многие у него, позаимствовала свое название у русской поговорки. Так обычно говорят, желая не сводить отношения к мелочному расчету – дескать, мы всегда друг другу полезны и всегда доверяем. Вот этот принцип традиции и доверия и будет осмеян драматургом до такой степени, что цензура запретит постановку, и запрет этот отменят только после смерти Николая I. Дело в том, что Николай был очень озабочен «положительным образом России» и совершенно не терпел того, что ему казалось очернением. Увы, по сию пору под это определение подходит все то, что слишком открыто и честно говорит о российской жизни.
Почему же так ярко прозвучала пьеса «Свои люди — сочтемся»? Потому что автор смело говорит о самых отвратительных сторонах межчеловеческих, общественных отношений в мире, в котором он живет. Это мир богатеющего купечества, будущих капиталистов – хозяев России. Они еще не расправили плечи в полную силу, крепостное право еще не отменено. Но скоро они выйдут на авансцену и всех очень удивят. Чем же впечатлит нас «новое русское купечество»?
О чем пьеса Свои люди — сочтёмся Островского
Итак, речь идет об отношениях двух разных поколений – молодого и старого, отеческого. Старики ещё цепляются за прежние отношения и правила, но алчная, наглая и дерзкая молодежь уже готова выкинуть на свалку все, что мешает наживе. Говорят, особенно возмутило Николая то, что в пьесе нет ни одного симпатичного персонажа. Так это что же получается – русские люди все плохие, злобные и алчные?
Ну так давайте присмотримся к персонажам… Купец Большов, наживший состояние и вырастивший дочь Липочку, к старости помягчел, хотя в молодости не раз вырывал кусок из чужого рта. Ему мнится, что теперь можно почивать на лаврах, уйти на покой и довериться будущему зятю Подхалюзину. Фамилия, кстати, говорящая: человек идет по головам и действует вероломно, но не забывает подлизываться и льстить кому надо. Итак, старик доверил ему деньги, рассчитывая на то, что как только они ему понадобятся, он их получит назад.
Но самый страшный удар нанесет отнюдь не Подхалюзин, а дочь Липочка. Это она оставит отца гнить в долговой яме, отказавшись выплачивать его долги. Дочь, которой он дал жизнь, достаток, образование – все, из чего состоит ее нынешнее счастье. Правда, как понятно из слов самой Липочки, образование ей интересно лишь постольку, поскольку повысит ее цену на рынке невест. Липочка – поверхностный и бессовестный персонаж.
Но и сам Большов сочувствия не вызывает. Вот он доверился будущему зятю. Но почему же он имеет право довериться, если сам всю жизнь обманывал людей? Островский явно дает понять, что у Большова темное, жульническое прошлое. Вернее, в купеческой среде все это жульничеством не считалось – ничего личного, просто бизнес. Но вот судьба объяснила купцу, каково это – быть обманутым, когда доверяешь.
И кстати, сама сделка с Подхалюзиным происходит при весьма интересных обстоятельствах: это афера с ложным банкротством, с тем, чтобы не выполнить своих обязательств перед другими. Большов занял очень крупную сумму денег, а вот отдавать ее не хочет.
Смысл пьесы Свои люди — сочтёмся
Именно жульническая сделка сопровождалась поговоркой «Свои люди – сочтемся». Только вот счеты сводит сама судьба, наказав купца за все его бесчинства. За то, что он считал себя вправе стоять над низшими и слабыми, которых ему обманывать можно. Так почему бы и его теперь не обмануть – старого и слабого?
Ужаснее всего то, что в этом мире даже родственные отношения ничего не значат. То, что зять обманул тестя — это еще куда ни шло. Но вот коварство родной дочери особенно больно для несчастного старика. Что ж, это мир чистогана, тут нет родных и друзей. Тут никто никому и ничего не должен — нет своих людей, есть только свои деньги.
Наверное, пьесу можно было бы назвать и другой русской пословицей: «Что посеешь, то и пожнешь». Возможно, именно то, что деньги пришли к Подхалюзину с Липочкой от нечестной, вероломной сделки, вдохновило их на обман. «Вор у вора дубинку украл». Ах, как много знают русские пословицы о русском капитализме!