Произведения Михаила Афанасьевича Булгакова отличаются не только увлекательным сюжетом, но и имеют глубокий философский смысл и заставляют читателя задуматься о жизни и серьезных проблемах.
Жанр произведения
«Роковые яйца» — это повесть, написанная в жанре антиутопия. Писатель хотел поделиться своим мнением по поводу событий, происходящих в молодой Советской стране в 20-е годы XXI века. В повести встретились научная фантастика, символические моменты и элементы притчи. Мудрый Михаил Афанасьевич предупреждает своего читателя о то, что очень опасно вмешиваться в макропроцессы человеческого бытия и пытаться изменить мир.
События, изложенные писателем, фантастичны, но при этом действие происходит в реальном месте – Смоленской губернии. В целом повесть можно назвать реалистичной. Антиутопией ее делает то, что некоторые элементы сюжета являются гротескными и сатирическими. Автор смело ломает устоявшиеся литературные традиции и изображает новую страну при помощи новых форм и приемов.
Особенности героев и сюжета
В «Роковых яйцах» можно легко найти аналогию с «Собачим сердцем». В обоих произведениях автор предупреждает о том, насколько опасно пытаться насильственно изменять человеческую природу, то есть, по сути, брать на себя функции Бога. Главные действующие лица в обоих произведениях – талантливые ученые, пытающиеся проникнуть в тайны человеческого организма и сделать то, что до них никогда не делалось.
Профессор Персиков в «Роковых яйцах», как и профессор Преображенский в «Собачьем сердце» взялся за рискованный эксперимент и совершил прорыв в науке. У обоих ученых в один момент все пошло не по плану. Но если опыт профессора Преображенского затронул только судьбу бездомной собаки по имени Шарик, то эксперименты Персикова имели негативное воздействие на целую страну.
В «Роковых яйцах» фантастические твари вылупились из яиц только для того, чтобы пожирать все живое, то в «Собачьем сердце» создание профессора старается во что бы то ни стало занять какое-то положение в обществе.
Смысл произведения
Антиутопия «Роковые яйца» была создана Михаилом Булгаковым в эпоху «военного коммунизма». Беспорядок и неразбериха наблюдались во всем, новая власть пока еще не могла установить контроль над жизнью людей и ситуацией в стране. Булгаков высмеивает и осуждает новые порядки не только в общественной жизни, но и в науке, и в культуре.
В повести рассказывается об открытии чудесного луча жизни и о катастрофических последствиях для страны и самого ученого, которые наступили после того, как его начали неправильно использовать. Булгаков хотел донести до общественности, насколько опасными становятся новейшие научные достижения в неумелых руках.
Профессор Персиков в лаборатории случайно создал луч, скомбинировав зеркальные стекла с пучком света. «Луч жизни», воздействуя на живые организмы, заставлял их размножаться с необыкновенной скоростью. Профессор и его ассистент понимают, что открытие требует серьезной доработки, но о нем становится известно всем.
Как раз в это время в стране случается куриный мор, из-за которого вскоре не остается ни одной курицы. Птицеводство требует помощи, и к Персикову является директор совхоза Рокк, который просит для себя экспериментальные камеры. Профессор категорически против, но его мнения никто не спрашивает. Он вынужден отдать Рокку камеры. Рокк заказывает несколько ящиков куриных яиц, но из-за нелепой ошибки ему приходят яйца пресмыкающихся. Под воздействием луча из яиц вылупляются гады устрашающих размеров, которые пожирают людей и все живое в нескольких губерниях Советской республики.
Профессор погибает от рук обезумевших от страха людей. А в конце лета на Россию неожиданно обрушиваются заморозки, которые губят змей и крокодилов, недобитых красной армией. Но луч жизни больше не удается получить никому.
Писатель высмеивает советскую власть и ее нелепые поступки. Весь советский строй – это один огромный эксперимент, который тоже может закончиться фатально для всех. В образе подопытных существ Булгаков представляет всех людей, которые подвергаются опасному эксперименту.
Красной нитью сквозь творчество Булгакова проходит идея о том, что создание часто убивает своего творца. Та же идея прослеживается потом в «Собачьем сердце» и «Мастере и Маргарите».