Эта 20-главная повесть Николая Лескова, увидевшая свет в 1873 году и написанная по всем канонам «Житий», сразу обратила внимание читающей публики необычностью как сюжета, так и характера главного героя. И в тогдашнем противостоянии «западников» и «славянофилов» больше всего ломались копья именно из-за названия. У первых оно вызывало отторжение, вторые же, наоборот, были в восторге. Именно «очарованный», это название перекликалось с русскими былинами с их чарами и колдовством, а проще говоря – мистикой. И определение «странник» тоже удивительным образом подходило к главному персонажу произведения, Ивану Флягину.
Человек в чём-то типичной для своего времени, а в чём-то уникальной судьбы, ищущий тихой гавани для себя, но не находящий – потому что душа сложная, глубокая, противоречивая. Пройти путь от крепостного одного из орловских помещиков до офицерского чина в императорской армии, притом полученного за боевые заслуги, дано в то время было не каждому. Нужно было обладать цельной натурой, не склониться перед обстоятельствами и быть готовым к жертвенности во имя своего духовного взросления. Ведь недаром с Флягиным автор и читатели расстаются в момент его паломничества к соловецким старцам. Считающий себя недостойным полноценного монашеского пострига, Иван после отпущения старцами грехов намерен идти на войну, за правое дело, чтобы сложить голову за землю русскую – что тоже является странствием с непредсказуемым концом.
Смысл произведения Очарованный странник
В самом широком толковании смысл «Очарованного странника» можно трактовать как борьбу с бесами внутри самого себя: с жадностью, пьянством, прелюбодеянием, жестокосердием. Каждая глава повести – свидетельство преодоления в себе тех качеств, которые в православной традиции мешают человеку быть человеком. Совершая необъяснимые для самого себя, часто иррациональные поступки (вроде спущенных на цыганку Грушеньку денег помещика, выставления себя поединщиком в дуэли на плетях или замена собою рекрута из крестьянской семьи), Иван Флягин избывает в самом себе те качества, которые ему самому кажутся отвратительными.
По структуре повесть Лескова является осовремененным вариантом русского сказа. Достаточно посмотреть на отсутствие чётко обозначенной хронологии в повествовании самого Очарованного странника, когда он перескакивает с одного эпизода на другой, не придерживаясь какой-то определённой последовательности. Иван не заботится о логической целостности своего повествования. Но в его изустном пересказе о событиях собственной жизни прослеживается, тем не менее, внутренняя логика, которая приводит главного героя повести к тому финалу, который описан у Лескова: внутреннее очищение и покаяние и готовность сложить голову на благо Отчизны и «за други своя».
Обращают на себя внимание и особенности речи главного персонажа, с его диалектизмами и речевыми характеристиками, которые присущи скорее людям других сословий. Сходство с фольклорным сказом проявляется и в прологе, и в экспозиции, когда все путешествующие знакомятся между собой, а сюжетным центром сам собою становится Флягин. Не в последнюю очередь из-за своей отрешённости от происходившего с ним на протяжение всей его жизни, которая сразу бросалась в глаза.
Интересна также и перекликающаяся со сказами композиция повести: первая и последняя главы написаны от лица автора. А все прочие – только от лица самого Ивана Флягина. И в каждом его изустном рассказе о своём жизненном пути персонаж благоговеет перед красотой окружающего мира (хотя прекрасно видит и его несовершенство), и максимально критичен, даже жесток по отношению к самому себе.
Смысл финала Очарованный странник
«Очарованный странник» — описание жизненного пути человека, которому была предначертана определённая судьба, но он, из-за человеческого эгоизма, всеми силами пытался противостоять этому предназначению.
Оценивать такую позицию можно с разных точек зрения. Если с современной нам, то человек должен был бросить вызов предопределению (или принять вызов от него) и идти наперекор всему. Но ведь Флягин всю первую половину жизни и делал это! Погибший от его действий ещё в годы его отрочества монах, бесконечные «выходы», или «запойную страсть», от которых он даже предпринял попытку лечения «магнетизмом», убийство обожаемой им же Грушеньки – всё это результат одоления Ивана теми самыми бесами, от которых он начал избавляться, только перевалив через вершину своей жизни.
Обещан Богу, пусть даже не самим собою, а волей умершей при родах матерью и умирающего на дороге монаха? Так следуй этому предначертанию. Тем более, что несмотря на все привходящие обстоятельства, Очарованный странник сохранил в душе детскую чистоту восприятия мира. Многозначительна в этом контексте авторская ремарка о душевном спокойствии повествовавшего про свою жизнь Флягина: «Очарованный странник как бы вновь ощутил на себе наитие вещательного духа и впал в тихую сосредоточенность, которой никто из собеседников не позволил себе прервать ни одним новым вопросом».