Произведения Ивана Сергеевича Тургенева прочно заняли свое место в ряду бессмертной классики русской литературы. Хотя этот писатель известен многим по повести «Отцы и дети», которая входит в обязательную школьную программу, множество других его произведений также заслуживают внимания. Достоин прочтения и его рассказ «Воробей», написанный в 1878 году, вошедший в сборник «Стихотворения в прозе» и ставший одним из последних произведений известного русского писателя.
Жанровые особенности произведения
Рассказ «Воробей» относится к лирическим произведениям, которые Тургенев писал только в моменты особенного вдохновения на клочках бумаги, которые потом приходилось собирать воедино. Особенностью этого жанра его произведений является яркое, эмоциональное и красочное описание чувств лирического героя. Стихотворение в прозе не требует особой ритмики и рифмы, но позволяет вложить в произведение особую яркую эмоциональность и особое раскрытие характеров героев через литературные приемы, присущие стихотворениям.
Особенностью данного произведения можно смело считать также и то, что главными героями этого стихотворения в прозе являются не только люди, но и животные, и смысл рассказа передается напрямую через их образы и поведение. Среди героев рассказа можно выделить Охотника, который честен и принципиален, лишен агрессии и не поднимает руку на беззащитное животное, его пса, который живет инстинктами и видит в беззащитном птенце только добычу, и взрослого воробье, который смело бросается на защиту птенца. Каждый лирический герой, вне зависимости от того, человек это или животное, получает свой характер и внимание автора. Его замысел и основная мысль также реализуются через взаимодействие лирических героев и раскрытие их особенностей характера.
Смысл рассказа «Воробей»
В рассказе Тургенев поднимает очень важную и актуальную тему материнской любви. Эта любовь, которая оказывается сильнее страха перед более крупным хищником, псом, и перед смертью, заставляет взрослого воробья бросаться на защиту беззащитного птенца. И, казалось бы, эта птица не может ничего сделать против пса, но материнская любовь оказывается весомым аргументом и для него: пес отступает, не убивает воробья, и охотник, чувствующий уважение к беззаветному стремлению спасти ребенка даже у, казалось бы, неразумной птицы, отзывает собаку. Материнская любовь в рассказе соседствует с понятием ответственности за ребенка, которое присуще даже воробью, который бросается защищать птенца от нависшей над ним смертельной угрозы, и эта ответственность для Тургенева – показатель истинной любви, произошедшей от природного инстинкта защищать и охранять потомство.
Важно при этом отношение писателя к любви в данном рассказе. Перед читателем автор ставит проблему того, как признать и понять истинную любовь, и сам же разрешает эту проблему, указывая на беззаветность, смелость и жертвенность истинной материнской любви. При этом встает открыто вопрос выбора: принять, понять, признать эту любовь, уважать ее и отступить, или пойти против нее и против природы?
И выбор, в первую очередь, стоит перед Охотником, который может натравить пса на взрослого воробья или же не отзывать его, перекладывая ответственность на плечи другого живого существа за выбор и его последствия, или же отозвать пса и позволить жертвенной материнской любви защитить беззащитного птенца и спасти его от верной гибели. И та проблема выбора, которая стоит перед человеком, животными – героями рассказа решается инстинктивно и оттого легко. Воробей не задумывается о возможности своей гибели, защищая птенца, точно так же как пес не задумывается о последствиях, отступая перед воробьем в инстинктивном уважении. Выбор же человека регламентируют его моральные принципы, его честность и принципы.