Рассказ обрел жизнь в 1907 году. Куприн с пристрастием относился к лошадям за счет чего даже получил прозвище «Конная площадь». Рассказ «Изумруд» он как раз и посвятил трогательной судьбе известного в то время бегового рысака.
Когда читаем название рассказа «Изумруд», будучи еще незнакомым с его содержанием, мы предполагаем, что речь пойдет о чем-то весомом и ценном. Но догадаться о том, что это кличка лошади не получится, пока не начнется таинство чтения. Наши ожидания отнюдь не разбиваются вдребезги, когда понимаем, что речь не о безделушке или украшении, а о резвом скакуне, поскольку такой конь сам по себе является самой настоящей драгоценностью.
Близкий к злободневности сюжет дает право отнести этот рассказ к реалистическому направлению в литературе. Оригинально видеть у Куприна, как всю происходившую историю, уложившуюся в шести главах, мы просматриваем глазами коня. Так Изумруд нас и знакомит со своим местом проживания, «соседями», хозяевами, детством. Картины, которые запомнил рысак впечатляют своей живописностью. Писатель рассказывает о том, как Изумруд выполняет свою рутинную работу, чутко взаимодействует с окружающими людьми. Этот авторский прием заставляет еще больше восхищаться и сопереживать истории героя. Диалоги практически отсутствуют, что дает лучше понять многогранный эмоциональный аллюр Изумруда.
Апогеем рассказа становится победоносный забег рысака, а после темп рассказа заметно утихает, предвещая скорую развязку — смерть Изумруда. Она описывается, словно, сквозь запотевшее окно, когда вроде бы и видно, что за ним происходит, но мелкие детали ускользают из виду. Такое описание говорит о том, что Изумруд не постиг подлости произошедшего. Ужасная гибель переворачивает сознание. На фоне его смерти до боли в сердце трудно читать о воспоминаниях, родом из детства, когда он был еще жеребенком. В них упоминается обо всем, что делало Изумруда счастливым и беспечным: свежем воздухе, близости матери и знакомых ему людей.
На примере этого рассказа прекрасно видно, как человеческая алчность может погубить жизнь существа, которое во сто крат лучше, благороднее, вернее и преданнее самого человека. Жадность человека сгубила Изумруда — воплощение дивной красоты, силы и выносливости, который так же, как и человек хотел наслаждаться жизнью и ее дарами. Изумруд чутко относился к людям и порой даже понимал их лучше, чем они сами. Куприн уверен, что люди, которые почему-то перестали быть ответственными перед всем живым, что есть на планете, уверовали в свою самодостаточность и не способны более видеть красоту мира, сами себя же обрекают на жизнь в бездушном и затхлом мире.
Основополагающая мысль рассказа — отношение большого брата (человека) к братьям меньшим. Автор прекрасно понимает, что ситуация с Изумрудом лишь одна из многих. Равнодушие к тому, что в какой-то момент уже не приносит былой выгоды, словно коррозия на металле — медленно, но верно разлагает личность. И это становится каким-то негласным законом. Люди теряют присущую им человечность, распадаются как личность. В таком случае равняться хочется на интуитивную и эмоционально открытую лошадь, чем на уязвимую и падкую на наживу лохматую и испорченную душу, что некогда гордо называлась человеком.
Другая проблематика произведения — вступление в силу буржуазных порядков. Главные постулаты этой системы — извлечение выгоды и борьба за финансовое благополучие. Эта борьба губила на корню все бескорыстные и благодатные человеческие начала. И убийство великолепного Изумруда — символ крушения морального облика общества.
Бескорыстная преданность — вот что могут дать животные в отличие от человека, которому следовало бы заботиться о них. У животных есть своя жизнь, которая принадлежит им так же, как наша принадлежит нам. Животные — это ценность, их жизнь также наполнена смыслом и человек, как более могущественное существо, не в праве отбирать ее. Захлестывает чувство огромного сожаления от того, как печально заканчивается жизнь благородного рысака .
Во всех случаях, когда на тебя делают большие ставки, велик риск закончить свою судьбу в унисон с Изумрудом, ибо повелось так, что довольно часто материальный маяк светит намного ярче, чем нравственный.