Василий Шукшин – один из великих русских писателей двадцатого века – родился в 1929 году. Он рано начал работать, уже в шесть лет он помогал в колхозе после смерти его отца. При этом становление его как писателя началось еще в школе и продолжалось дальше и в автомобильном техникуме, и в то время, когда он работал слесарем, и во время службы на флоте. Но лишь после войны писатель поступил в Институт кинематографии, обучение в котором сделало Шукшина мастером коротких и динамичных рассказов. При этом Василий Шукшин – не только писатель. Он и актер, известный по 24 фильмам, и режиссер, и сценарист, и постановщик.
Рассказы Шукшина – точный и яркий гимн русской душе. В них коротко и ярко, динамично описываются простые люди, его современники, со своими и плюсами, и минусами. Многие рассказы Шукшина, в частности, «Мастер», относятся к рассказам – портретам, все действие в них подчинено идее раскрытия личности главного героя, его проблем и особенностей. Точность описаний и правильно подобранные стилистические приемы рассказа позволяют понять и прочувствовать героя и составить представление о человеке или людях, которые стали его прототипом.
Сюжет рассказа «Мастер»
«Мастер» — рассказ о человеке с золотыми руками. Рассказ написан в 1969 – 1971 годах, и его действие разворачивается именно в это время. Особенность этого времени в том, что, хотя СССР и был атеистическим государством, к шестидесятым годам двадцатого века разрушенные во время революции церкви начали реставрировать, как памятники культуры и искусства. Именно о такой, несостоявшейся, правда, реставрации, и идет речь в рассказе.
Главным героем рассказа является Семка Рысь, которому автор дает характеристику как человеку с золотыми руками, но при этом забулдыге и пьянице. И сам короткий рассказ начинается с того, что Семка хочет восстановить церковь. Изучив приемы, которыми работал строивший церковь архитектор, Семка начинает пытаться получить разрешение на реставрацию. Он обращается и к священнослужителям, и к правительству. Для него попытки получить разрешение – примерно то же самое, что для его предков – хождение за правдой, и текст стилистически выдержан Шукшиным в схожем стиле.
Кульминацией рассказа и одновременно с этим наиболее напряженным и тяжелым моментом становится разговор Семки с Завадским, который разбирается в архитектуре и убеждает мастера в бессмысленности и бесполезности его затеи. Эта церковь, которую он хочет восстановить, не несет исторической ценности: она построена в семнадцатом веке, таких церквей по всей России – полным-полно, а значит, восстанавливать ее нет необходимости.
Смысл рассказа «Мастер»
Образ мастера с золотыми руками, не нашедшего себе дела и оставшегося один на один со своим несбыточным желанием, оттого и ушедшим в алкогольное забытье, является отражением определенной безысходности, которая присутствовала в СССР и присутствует сейчас. Шукшин постарался показать государство, эту систему, которая действует во благо всех, но в то же время оставляет человека наедине с собой и не дает отдельному человеку счастья.
Кажется, что вокруг Семена все не на своих местах, но в то же время можем ли мы сказать, что сам Семен нашел себя и свое дело? Его сравнение церкви с красивой девкой, о которой он поначалу складывает свое высокое мнение, но после узнает много нелицеприятного, опускает проблему культурного наследия и его сохранения до банального и низкого бытового уровня и, по мнению Семена, оправдывает его пьянство, но можно ли оправдать слабость характера тем, что герой остался непонятым, а его желания из-за решения высокопоставленных чиновников не были удовлетворены?