Теффи (настоящее имя – Надежда Лохвицкая) – одна из писательниц, чье творчество было под запретом на территории СССР. Все очень просто: в те времена чтение произведений эмигрантов и всех, кто не поддерживал новую власть, не приветствовалось. Познакомиться с ее литературными произведениями читателям посчастливилось лишь с начала девяностых годов, когда наступила эпоха гласности, и многие вещи стали доступны к массовому прочтению
Теффи обладает особым приятным читателям юмором. В своих рассказах она легко и непринужденно показывает пороки общества и люде и не стесняется делиться своим опытом. Герои ее рассказов просты и близки ее читателям, что не могло не стать ее изюминкой и причиной для читателей отнестись к ее произведениям с вниманием.
Стилистика и содержание рассказа «Свои и чужие»
Этот рассказ можно, скорее, назвать монологом автора к читателю, в котором автор делится своим опытом общения с разными людьми и выводит закономерности, полагаясь на свои впечатления. В рассказе автор сравнивает поведение людей, которые хорошо нас знают, и поведение людей, не слишком для нас близких. И многие мысли автора действительно достойны внимания. Так, Теффи говорит о том, что «чужие» люди гораздо более склонны говорить комплименты, беспокоиться, пусть даже и напоказ, выражать сочувствие и поддерживать. Чужие люди, возможно неискренне, но говорят о наших перспективах и замечают наши положительные черты. Свои же, наоборот, чаще говорят о негативных вещах, их поддержка не помогает и, напротив, обижает и заставляет нас опустить руки, они относятся к нам грубее и жестче в силу того, что хорошо нас знают. И писательница задается вопросом, что лучше, слышать горькую правду от своих или ложь от чужих?
Смысл рассказа «Свои и чужие»
Каждый выбирает для себя, что лучше и комфортнее. Общаться со своими, которые гораздо лучше вас знают и которых знаете вы, и слушать порой обидную, грубую и оскорбительную, но правду, или общаться с чужими, от которых можно услышать много приятной лести и сладкой лжи. Этот выбор не теряет своей актуальности, пока существует человеческое общество и рамки приличия, которые не позволяют нам говорить каждому встречному свое мнение о тех или иных вещах. И, кроме того, этот выбор существует до тех пор, пока в человеческом сердце есть место лжи, угодничеству и лицемерию.
Сейчас эта проблема не теряет актуальности. В век развития интернета и возможностей дистанционного анонимного общения мы все больше окружаем себя чужими, с которыми никогда и не увидимся в реальности и никогда не познакомимся ближе, и сами стремимся скрыться за маской, чтобы не быть узнанными. Вопрос поддержания близкого общения и связей уходит на второй план: это требует слишком много душевных сил, которые мы не стремимся тратить друг на друга. Мы слишком бережем себя и свою психику чтобы заводить близкие связи и выслушивать обидную и горькую правду о себе. Мы живем образами, созданными для того чтобы впечатлять чужих, и совсем не горим желанием показать себя настоящих даже себе.
В то же время стоит признать, что, и действительно, общение со своими может быть травматично, обидно и тяжело. Но потому ли это, что они нас хотят обидеть и унизить? Или потому, что очень часто мы не хотим услышать и принять правду и изменить что-то в себе? Каждый решает для себя, что ему дороже и лучше, иметь круг своих, которые помогут и поддержат, но могут сказать честно неприглядные вещи, или иметь круг чужих и быть в их глазах светлым образом, но самому справляться с возможными проблемами и трудностями. Этот сложный выбор приходится делать каждому на своем жизненном пути.