«Заячьи лапы» К. Паустовский написал в 1937 году, незадолго до начала Великой Отечественный. Рассказ адресован, в первую очередь, школьникам. Он написан простым, понятным языком, читается быстро и легко, но учит очень многому.
О чем рассказ?
Герои рассказа — дедушка, его внук и лесной заяц с обгоревшими лапами.
Жарким летним днем мальчик принес зайца к местному ветеринару. Животное умирало, сказывались серьезные ожоги живота и лап, полученные при лесном пожаре. Для деда и внука было важно вылечить зайца, но ветеринар грубо отказал мальчику в помощи и предложил зажарить зайца на обед. Ребенка обидели злые слова. он вышел в коридор и горько заплакал. Женщина, которая привела на лечение свою козу, посоветовала мальчику обратиться к Карлу Петровичу, местному педиатру, который вот уже несколько лет как вышел на пенсию.
На следующий день мальчик с дедом и зайцем пошли искать Карла Петровича. Долгие поиски увенчались успехом, но врач сначала тоже не хотел браться за лечение. Только услышав историю деда, как заяц спас ему жизнь, доктор согласился помочь. Заяц был спасен, после чего остался жить у деда в доме.
Позже за чаем дедушка рассказал внуку, как заяц спас его от гибели. Он пошел в лес на охоту, лето было жаркое, все высохло, то и дело вспыхивали пожары. Дед попытался подстрелить зайца с равных ухом, но промахнулся. Внезапно в лесу, где шла охота, начался пожар. Воздух наполнился едким дымом, ветер нес огонь с огромной скоростью в сторону старика. Он бросился бежать. Было страшно, надежды на спасения было мало. Дед споткнулся обо что-то мягкое и живое, это был тот самый заяц, в которого он не попал из ружья. Животное хромало, огонь задел задние лапы и живот. Старик побежал за зайцем, тот вывел его из горящего леса к озеру. Так маленький зайчик спас человеческую жизнь.
В чем смысл рассказа?
Смысл рассказа в том, что люди порой очень жестоки. Они не ценят животных, не ценят природу, все то, что их окружает и помогает жить.
Растения очищают воздух, которым мы дышим, животные дают свою любовь и привязанность. Человек — это часть мира природы, поэтому мир открыт ему, не враждебен.
Дед, любитель охоты, чуть не убив из ружья зайца, который впоследствии спас его от гибели, почувствовал сильные муки совести и чувство вины перед зайчиком, когда все осознал.
Он хотел любой ценой помочь своему спасителю, поэтому нашел человека, который вылечил ушастого. Удивительно, как маленькая зверюшка в опасной ситуации может спасти человеческую жизнь.
Человек, несмотря на то, что он считается «царем зверей», под действием страха и паники может дать слабину — растеряться ,не сориентироваться. У животных же, которыми движут природные инстинкты, а не паника, больше шансов спастись.
Рассказ «Заячьи лапы» учит не только любить животных и ценить природу, но и не делать поспешных выводов. В рассказе ветеринар не принял мальчика с зайцем, а лишь поднял на смех, не спросив даже, почему ребенку так важно помочь ушастому. Люди часто обижают других, отталкивают, не вникая даже в суть проблемы. А ведь важно научиться добру не только к животным, но и к себе подобным, к другим людям.
Также автор рассказа хочет научить читателей быть благодарными. Дед был благодарен зайцу за спасенную жизнь, в знак благодарности тоже спас его. Если человеку сделали доброе дело, нужно ответить тем же. Это не только проявление хороших манер, но и знак искренней благодарности, исходящей от чистого сердца.
Рассказ включен в большинство программ начальной школы, проходят его в 3-4 классе. Дети в возрасте 10-11 лет уже могут понять основные идеи, заложенные автором в произведение.