Федор Достоевский – известный отечественный писатель, который навсегда вписал свое имя в историю России и всего мира. Классик был признанным мастером реализма и психологических романов. Первым его серьезным произведением стал роман «Униженные и оскорбленные».
Как раз о нем мы сегодня и поговорим. Усаживайтесь поудобнее, будет интересно!
История создания романа
Идея для романа появилась у Достоевского еще в 1857 году однако реализовать ее в полной мере получилось только после ссылки спустя три года. Весной 1861 года на страницах журнала «Время» появилась первая часть романа. В последующих выпусках периодического издания публиковались отдельные главы.
Литературоведы сходятся во мнении, что роман «Униженные и оскорбленные» — это первое крупное произведение Достоевского. Для самого писателя творение носило экспериментальный характер, и постепенно формирует приемы, сюжетные линии и образы, которые будут «преследовать» все его творчество в будущем.
Без полутонов
Герои в романе «Униженные и оскорбленные» максимально поляризованы. Перед нами Петр Александрович Валковский. Его Достоевский сделал средоточием всего порочного и злого, что есть в мире. Он готов на все ради увеличения капитала, ради выгоды готов на предательство и подлости.
При этом внешне князь красив и имеет выразительные черты лица. Однако низменная натура и его внутренний мир еще больше контрастируют с дарами природы.
В противовес ему автор создается Ивана Петровича – молодого писателя, который крайне беден, но стремиться помогать другим. Благородство и стремление быть полезным обществу у него настолько в крови, что парень готов на самопожертвование.
Подобное желание у него настолько велико, что он готов уступить другому мужчине свою возлюбленную, если это сделает ее счастливее.
Смысл произведения
В романе четко прослеживается две сюжетные линии – это семейство Ихменевых и трагедия Смитов. Противопоставляя одних другим, Достоевский показывает, как люди могут действовать в разных жизненных ситуациях.
Например, старик Смит не смог простить дочь, и вся его семья выродилась, погибла и перестала существовать. А Ихменев нашел в себе силы простить, и все его семейство получило шанс на спасение и мирную жизнь.
Достоевский вовсе не призывает смиренно переносить все унижения, и подставлять вторую щеку для удара. Однако он считает, что человек всегда должен поступать по совести, и отвечать добром на нападки судьбы, жизни и людей.
В этом и заключается главный смысл романа – человек должен уметь прощать, творить добро даже в самых ужасных условиях, чтобы душа оставалась чистой несмотря ни на что. Только так, по мнению автора, можно получить право на призрак счастливой жизни в будущем.
Достоевский также с интересной стороны показывает эгоизм в виде порока человеческой сущности. Например, князь Валковский думает только о своем благополучии, и готов на все ради улучшения своего положения. Его сын Алексей такой же, ведь не может представить своей жизни без отцовского обеспечения.
У Наташи просматривается своеобразный жертвенный эгоизм, ведь она рассказывает о жутком влечении к другому мужчине человеку, который ее искренне любит.
Однако апогей «эгоизма страдания» заключен в образе Нелли. Она патологически чувствует себя жертвой, поэтому отталкивает близки людей, не принимает помощи и не верит людям. Поэтому готова для оправдания своего положения голодать, бродяжничать и нищенствовать.
Достоевский этими образами хочет показать, что быть униженным и оскорбленным может каждый человек, ведь в жизни случается всякое. Однако у всего есть разумный предел, и синдром патологической жертвы не делает жизнь счастливее.
Скорее вы отдаете бразды правления своей судьбой случаю, и просто плывете по течению, объясняя все неудачи только внешними обстоятельствами. Такая позиция не престала человеку разумному, уравновешенному и образованному.
На этом наш разбор подошел к концу. Если вам понравилась статья, обязательно пишите свои отзывы в комментариях. Есть мысли касательно произведения? Смело отправляйте их нам, и они окажутся достоянием общественности. Всего хорошего и до новых встреч!
Уж коль автор рассуждает о смысле произведений Достоевского, то не мешало бы название романа писать в кавычках