Действие картины начинается в суде, где мы видим Зейна, мальчика из бедной семьи, который подает иск против своих родителей. На вопрос судьи, почему он так поступает, Зейн отвечает: «Потому что я родился».
Затем история возвращается на несколько месяцев назад. Мальчик живет с родителями и заботится о младших братьях и сестрах, которые зарабатывают вместо того, чтобы ходить в школу.
Зейн планирует сбежать с любимой сестрой и начать все заново. Но родители выдают сестру замуж и Зейн убегает из дома, а затем встречает Рахиль — нелегальную эмигрантку из Эфиопии. Она сочувствует ему и соглашается приютить его с условием, что он будет присматривать за ее годовалым сыном, пока она работает.
Но и у Рахиль хватает проблем. Срок документов истекает, а денег, чтобы получить новые у нее нет. Спекулянт предлагает ей сделку: она получит новые документы бесплатно, если согласится отдать сына на усыновление. Рахиль отказывается, хоть и понимает, что это подарит ее сыну путевку в лучшую жизнь. Власти хватают ее, а Зейн, оставшись один с ребенком, начинает зарабатывать деньги, чтобы бежать из страны.
Пройдя через предательство, разочарование и смерть близких, Зейну удается получить удостоверение личности, которого у него никогда не было.
Смысл фильма Капернаум
Ливанский режиссер Надин Лабаки заявила, что фильм является отражением сегодняшнего Бейрута. Это также отражено в названии фильма. Слово «капернаум» на французском означает хаос и беспорядок. Название также указывает на город в Галилейском море, где Иисус должен был проповедовать и исцелять больных. Параллель между Иисусом и героем фильма, безусловно, присутствует. Мальчик должен вынести жестокость и унижения, вызванные бедностью.
В последние годы Ливан принял более миллиона беженцев, спасающихся от войны в Сирии. Вид сотен детей, попрошайничающих на улицах, стал нормой для ливанцев. Лабаки всегда знала, что хочет рассказать историю с точки зрения ребенка. Поэтому она опросила сотни детей, живущих на улицах.
«В конце разговора я обычно спрашивала их: счастливы ли вы быть живыми? И в большинстве случаев ответ был отрицательным. Они просто считают себя насекомыми и паразитами», — говорит режиссер.
Действительно, фильм часто больше похож на документальный, нежели чем на художественный. И это потому, что многое из показанного – не выдумка. Например, актер, который играет Зейна, на самом деле является сирийским беженцем по имени Зейн Аль Раффеа.
«Капернаум» показывает голод, страдания и издевательства, которые загнали Зейна в зал суда. Предъявляя иск своим родителям, он также предъявляет иск системе, целому обществу, которое не позволяет ему обладать своими основными человеческими правами.
Зейну больно видеть, как нищета продолжает размножаться, как люди готовы на все, лишь бы урвать свой кусок хлеба. Будь то намеренное использование дешевого труда иммигрантов, которые согласны на самые ничтожные копейки или продажа детей на органы. Он обижен на весь мир за то, что тот заставил его стать злым стариком с тяжелым взглядом исподлобья, заключенным в тело ребенка. В конечном счете, он принимает жестокие законы бессердечного мира: он отрекается от самых близких ему людей, его родителей. Он рвет эту связь, он больше не идентифицирует себя с теми, кто был его семьей. Теперь он один против семьи, против нищеты, общества и целого мира. Но кто он?
Кто и что такое Зейн или Рахиль? Ее ребенок и его родители? Каждый из них должен ответить на вопрос, заданный Зейну неоднократно в фильме: «Где ваши документы? Мне нужны доказательства, что вы человек». Отсутствие гражданства и незаконность всплывают в фильме не просто так. Это бюрократические механизмы, приводимые в действие деньгами, с помощью которых человечество утверждается. «Капернаум» — это злой крик режиссера против системы, которая упивается грязными деньгами, пока остальные вынуждены хвататься за борт из последних сил, чтобы просто жить.
Режиссеру было важно показать зрителю настоящую жизнь тех, кто вынужден бежать из своей страны, чтобы он увидел и обратную сторону медали. Несмотря на общую трагичность и противоречивость фильма, в «Капернауме» есть место для юмора и добра. Фильм утверждает, что они всегда рядом с нами, даже в самых тяжелых жизненных обстоятельствах.
Смысл финала фильма Капернаум
В последние минуты фильма нам показывают Зейна, который получает свое первое удостоверение личности и отправляется к фотографу для документа. Тот просит его улыбнуться. Поначалу ему трудно, но в конце концов ему удается. Однако это трудно назвать счастливым концом. Зейн не нашел свое место в этом мире. Но это его маленькая победа; теперь он существует для этого мира. Он озлоблен на него и готов кричать об этом, но теперь он существует, и его могут услышать еще больше людей. Да, концовка открытая и мы не знаем, что будет дальше, но это момент, переполненный надежды, как для зрителя, так и для самого мальчика.
Об этой неопределенности говорила сама режиссер. Однако в более позднем интервью она поделилась, что актер Зейн Аль Раффеа получил норвежское гражданство и впервые пошел в школу. Поэтому, теперь она точно уверена, что и у его экранного персонажа все сложилось удачно.