«Солнцепёк» — тяжёлый фильм, спорный и политизированный, в первую очередь поднимает проблему даже не столько войны на Донбассе, сколько произвола бандитских группировок, убивавших мирное население. Рассматривая извечный вопрос о ценности человеческой жизни, морального выбора и бессмысленной жестокости, авторы фильма строят сценарий так, чтобы вызвать у зрителя как можно больше эмоций. «Солнцепёк» претендует на историческую ценность, но, тем не менее, содержит множество чисто художественных моментов, необходимых для полного раскрытия поднятых тем.
В центре повествования – две линии двух главных героев-антагонистов, бывших афганцев – Влада Новожилова и Алексея Гончаренко.
Влад вместе со своей семьёй пытается уехать во Владивосток, но становится очевидцем убийства мирных жителей одной из группировок. Сцены насилия в «Солнцепёке» — подробные и жестокие, используются как для создания атмосферы, так и для освещения событий, происходивших в то время. В живых из всей деревни остаётся только маленькая девочка Катя – её случайно спасают попавшие под обстрел Новожиловы. Лишившись документов, семья попадает в Луганск и из-за перекрытых границ остаётся в доме начальника штаба — Павла. Влад становится водителем скорой помощи и воочию наблюдает обстрелы мирного населения со стороны Вооружённых сил.
Алексей становится добровольцем – одним из тех солдат, решивших уничтожить оккупацию со стороны русского населения. Нельзя сказать, что Алексей рисуется авторами как отрицательный персонаж – скорее человек, не сумевший жить мирно после войны. У него не заладились отношения с семьёй, сын перестал с ним общаться, так что для него единственным видимым выходом из сложившейся ситуации стало возвращение в боевое пекло. Более того, он становится свидетелем разговора двух молодых парней, также решивших стать добровольцами. Они хотят освободить страну, чтобы жить как в Европе – так прописывается их мотивация. Алексей занимается тренировкой солдат и также становится свидетелем жестокости со стороны добровольческого батальона: одному парню они перерезали сухожилия и заставили колоть дрова, а другого – держали в клетке. Алексей считает такое отношение явным перебором.
Фильм, несмотря на явное разделение на «чёрное и белое», стремится показать реальные события: обстрел Луганской ОГА 2, самолёта ВСУ, школы, мирного населения для уничтожения «врага» и просто запугивания народа. Более того, добровольцы ради развлечения стреляют по сёлам из тяжёлых орудий. Об этом «Солнцепёк» говорит напрямую – единственная цель всех этих обстрелов – обыкновенное запугивание. Вот только вместо того, чтобы бояться, жертвы обстрелов начинают вступать в ополчение.
Но помимо борьбы между повстанцами и добровольцами, обстрелами и убийствами идёт линия и чисто семейная, раскрывающая отношение каждого человека к происходящему. Родители Павла, у которых остановилась семья Новожиловых, попеременно вспоминают вторую мировую войну, сравнивая её с тем, что происходит сейчас, и говорят о том, что нет никакого различия между русскими и украинцами. Сын Влада, наоборот, рвётся защищать свой народ, толком не понимая, что происходит на передовой, из-за чего в семье происходят конфликты.
Сюжетные линии персонажей пересекаются в тот момент, когда Алексей попадает в больницу и встречается с Владом. Они – бывшие сослуживцы, вот только Влад смог «отпустить» войну, а Алексей — нет. Поняв, что всё это время добровольцы не отвоёвывали страну, а попросту убивали мирных жителей, он раскаивается. Случайный снаряд подрывает дом Павла. Выживает только Катя. Алексей, не выдержав груза собственных ошибок, застрелился, так и не дозвонившись своему сыну. Разбитый трагедией Влад вступает в ополчение, чтобы как-то справиться со своей потерей.
Фильм убеждает: с самого начала на Донбассе не было ни одного русского военного, но показывает, что идёт, фактически, две войны — одна на Донбассе (повстанцы и добровольцы воюют с националистами-карателями и украинскими военными), а вторая – за контроль над Украиной. В ходе обеих войн страдает невинное мирное население.
Это не правда. фильм создан для того, что бы оправдать нападение на Украину. Все хотят жить как на западе, а людям жить не дают. Держат людей в рамках жизни при не понятном в каком строе. Жить не дают простому люду. В СССр каждый правитель был со своими особенностями, и правил как ему хотелось. Людей держат в страхе. За то , что бы жить как в Европе, стоит побороться.
А просто уехать нельзя было за бугор и жить как мечтается? Верите,что евроопу в мухокакашансках власть делает для дедушек 83летних?самим никак седалище от дивана оторвать и жизнь свою наладить?