В.Г. Белинский: разбор критики романа «Герой нашего времени» во всей красе

Характеристика

«Герой нашего времени» — это один из самых знаменитых романов в русской литературе XIX века. У М.Ю. Лермонтова получилось передать красоты Кавказа, метания главного героя, сродни Евгению Онегину, о котором у нас был подробный разбор.

Многие критики сетуют на схожесть сюжета «Героя…» и «Евгения Онегина», мол, попахивает откровенным плагиатом. Но и сам Лермонтов не скрывал, что с почтением и искренней любовью относился к творчеству Пушкина. Поэтому ничего странного в том, что в своей работе классик опирался на своего «идола».

К счастью, В.Г. Белинский здраво смотрел на реальность, поэтому в своей критической статье не оскорбил Лермонтова словом «плагиат». Зато подчеркнул массу интересных особенностей, дал свои краткие характеристики ключевых героев романа.

Иллюстрация Белинского
Фото: proza.ru

Так что сегодня и мы кратко пройдемся по критике Белинского, и отметим для вас основные моменты.

К слову, у нас есть коротенькая биография русского критика, если вы часом не знаете вообще, о ком мы говорим. Так что переходите и читайте. Ну а мы начинаем.

Композиция романа по Белинскому

Белинский с самого начала говорит нам о «постепенном проникновении во внутренний мир героя…».

Критик подчеркивает, что во всех повестях есть одна мысль, выраженная непосредственно Печориным. Сначала в «Бэле» мы толком не знаем это таинственное лицо, однако герой постепенно открывается перед нами и, наконец, становится в полный рост при свидании с Максимом Максимычем .

В руки автора попадает наконец и журнал Печорина, из которого многое становится понятно, но еще далеко не все. Затем рассказ «Тамань», которая в большей степени автобиографична.

Печорин с ухмылкой смотрит
Фото: film.ru

Туман, который напускал Лермонтов на своего героя Печорина, намеренно или нет, полностью рассеивается при переходе к повести «Княжна Мери». На страницах этой части романа появляется горькое чувство и понимание главной идеи.

А затем чтение завершается повестью «Фаталист». При этом сам Печорин тут не главное лицо, а всего лишь выступает в роли рассказчика. Однако происходит удивительное дело – вы еще лучше понимаете главного героя романа, и вам становится еще более грустно и горестно.

Вот примерно так, конечно, с вольным переводом и некоторым переосмыслением, мы передали слова Белинского о композиции романа «Герой нашего времени».

Промежуточный вывод: критик говорит, что сюжет и раскрытие Печорина Лермонтов, намеренно или нет, открывает перед читателем не сразу. Сначала перед нами таинственный образ и тень человека. Однако с каждой повестью свет все больше рассеивает мглу и, наконец, приходит понимание.

Основные моменты из статьи

Статья В.Г. Белинского была написана и опубликована в 1840 году. Прежде всего, критик отмечает дуализм русской литературы, который невозможно себе представить в работах зарубежных писателей и поэтов. Это выражается в смешении положительных и негативных черт характера героев. В «Герое нашего времени» соседствует талант и бездарность, подлинное понимание национального менталитета жителей Кавказа и центральной России, а также использование «дешевой электризации» читателей.

Печорин задумчиво смотрит на Максимыча
Фото: film.ru

Белинский кратко проходится и по личности самого Лермонтова. Критик отмечает, что у «учителя» Пушкина родился, вырос и оформился в настоящего гения «ученик». Лермонтову удалось одинаково талантливо совместить лирическую поэзию и повесть о современной жизни в прозе.

Критик отмечает, что без такого уникального предшественника-Пушкина появление на литературный свет Лермонтова было попросту невозможным.

Виссарион Белинский на протяжении статьи неоднократно говорит о таинственному образа Печорина. Литературовед отмечает, что Лермонтов, как истинный художник и творец, понимал скрытую природу каждого человека. По его словам, речь идет о замкнутости.

Каждый представлен в виде замкнутого общего, которое выражается в частном явлении.

Белинский не считает Печорина злодеем даже после того, как все узнают об истинных мотивах действий главного героя. Критик изображает главного героя, как человека с такой силой духа, которая уподобляет простого смертного богам. Также высказывается мысль о том, что даже в своих душевных заблуждениях Печорин прекрасен.

Печорин в обнимку с Верой
Фото: ВКонтакте

Критик также говорит, что пока герой обречен страдать, и быть причиной для страданий других, подниматься и вновь падать на самое дно. Белинский не винит Печорина даже за убийство другого человека (дуэль с Грушницким), только отмечает, что такова жизнь и законы природы.

Белинский отмечает, что герой, несмотря на чувства и эмоции, которые того обуревают, все же сохраняет холодный рассудок и может мыслить здраво.

Нам, как простым читателям, кажется, что Печорин натворил массу Зла. Однако мысль Белинского в том, что и сам герой при этом сильно страдал. Критик отметил, что сердце главного персонажа – это благодатная среда для взращивания семян и Зла, и Добра. Печорин отчаянно мечется в поисках понимания и признания людей рядом, он хочет страсти и успокоения, чувствовать и мыслить. Но как все это можно получить одновременно?

Бэла смотрит на Печорина
Фото: literoved.ru

Замечания критика по системе образов

В своей критической статье Белинский дает свои вольные характеристики всем главным персонажам из романа «Герой нашего времени». Мы уже разбирали, по отдельности да и вместе, характеры и образы персонажей. Если вам хочется глубже понять мотивы поведения и слов каждого героя, рекомендуем нашу статью.

Ну а мы ниже приведем мысли Белинского о персонажах:

  1. Максим Максимыч – это тип старого служаки на Кавказе. Его умственный кругозор довольно ограничен. Однако в железной груди бьется очень теплое, нежное и благородное сердце.
  2. Азамат –это образ дикаря и разбойника с самого рождения, который больше всего в мире ценит свое оружие и лошадь. Для него желание и стремление являются настоящей пыткой, жаркой на медленном огне.
  3. Бэла –это глубокая женская натура, которая полюбит мужчину с первого взгляда. Однако признается она в этом не сразу, отдастся не сразу, а когда это случится, больше никогда не сможет принадлежать другому и самой себе.
  4. Грушницкий – это идеальный молодой человек, у которого главная страсть в жизни заключается в произведении эффекта. В душе героя масса добрых свойств, однако нет ни грамма поэзии.
  5. Мери – это очень неглупая девушка, которой мало просто любить человека рядом. Ей обязательно нужно еще и жалеть, чтобы тот был сам несчастен и ходил в простой серой шинели рядового солдата.
  6. Вера –скорее, перед нами сатира на настоящую женщину, чем настоящая женщина.
  7. Печорин – у этого героя инстинкт истины крайне силен. Его заблуждения представлены, как острые болезни молодого тела. У него крайне беспокойный дух, который искреннее жаждет движения и деятельности, а сердцу нужен исключительный интерес к жизни. В теле Печорина, на самом деле, два человека. Первый что-то делает, а второй на это молчаливо смотрит, а затем рассуждает о содеянном. Причина такого расслоения заключается в противоречивости характера и глубокости натуры.

Белинский, дополняя его слова о Печорине, говорит о переходе состояния духа главного героя. В этом человеке старое разрушено, а новое еще не успело толком сформироваться.

Дуэль Печорина и Грушницкого
Фото: theocrat.ru

Поэтому в настоящей молодой человек пребывает, как призрак. Поэтому неудивительно, что в Печорине нет полноты, какой-то мысли или рационального действия.

Белинский называет Печорина «Онегиным нашего времени». Критик говорит, что Онегин выше Печорина по художественному отношению, но «слабее» по идее и задумке. Впрочем, Белинский признает, что это преимущество, скорее, времени, в котором жил Лермонтов.

Подытожим

В.Г. Белинский в своей критической статье о романе «Герой нашего времени» подчеркивает гениальность Лермонтова, а также силу его задумки. Большая часть статьи посвящена именно Григорию Печорину, так как его образ самый сложный и многогранный.

Печорин в форме смотрит вдаль
Фото: otvet.mail.ru

Белинский ни в чем не винит персонажа, кажется, прекрасно понимает его внутренние метания, желание понять и быть понятым окружающими. Отдельно отмечается художественный прием постепенного раскрытия героя от повести к повести.

Белинский отмечает, что ближе к середине романа основная его идея и мысль становятся понятны, и от этого становится очень грустно и горько.

А что вы думаете о романе «Герой нашего времени»? Сколько раз вы его читали, помимо школьной программы? Обязательно поделитесь своими мыслями в комментариях.

А у нас на этом все. Так что мирного вам неба над головой и до скорых встреч!

Оцените статью
Добавить комментарий